Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Историческая психология и социология истории  / №2 2015

КАТЕГОРИИ «ПРАВДА» И «ИСТИНА» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерников
АвторыПеревозчикова Л.С.
Страниц17
ID404824
АннотацияСтатья посвящена сопоставительному рассмотрению двух ключевых концептов русской культуры: Правды и Истины. Их взаимоотношение анализируется в контексте исторически последовательных рецепций русской культурой определяющих мировоззренческих парадигм западной цивилизации, а именно: языческой, христианской и новоевропейской (секулярной). Обсуждаются концептуальные коллизии, разворачивающиеся в смысловом поле сопряжения Правды и Истины.
Черников, М.В. КАТЕГОРИИ «ПРАВДА» И «ИСТИНА» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ / М.В. Черников, Л.С. Перевозчикова // Историческая психология и социология истории .— 2015 .— №2 .— С. 141-157 .— URL: https://rucont.ru/efd/404824 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЧЕРНИКОВ, Л. С. ПЕРЕВОЗЧИКОВА КАТЕГОРИИ «ПРАВДА» И «ИСТИНА» В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Статья посвящена сопоставительному рассмотрению двух ключевых концептов русской культуры: Правды и Истины. <...> Их взаимоотношение анализируется в контексте исторически последовательных рецепций русской культурой определяющих мировоззренческих парадигм западной цивилизации, а именно: языческой, христианской и новоевропейской (секулярной). <...> Обсуждаются концептуальные коллизии, разворачивающиеся в смысловом поле сопряжения Правды и Истины. <...> Ее обсуждение целесообразно начать с уровня этимологии. <...> Поэтому правда исконно имела такие значения, как «обет, обещание» (дал крепкую правду), «присяга» (дали правду всей землею), Историческая психология и социология истории 2/2015 141–157 142 Историческая психология и социология истории 2/2015 «повеление, заповедь» (правд твоих не забыть), «свод правил, законы», «договор», «права» (ты, господин, свою правду сказываешь, а они свою) (Срезневский 1989; Ст. <...> . Современные исследователи возводят слово истина к др.-рус., ст.-сл. истъ, выступающему как прилагательное со значениями «подлинный, настоящий, действительный», «точный», и как местоимение в значении «тот, тот самый». <...> Исходный стабильный порядок – исток истины, основа истины, изначальная истина; причастность, соответствие этому исходному, стабильному порядку задает истину как подобие, точность, определяет истинность как свойство, маркирующее возможных претендентов по качеству и степени соответствия исходному порядку, исходному у-ст-аву. <...> Таким образом, уже на уровне этимологии обнаруживается, что правда и истина несут в себе типологически различные виды знания. <...> Глубочайшая мировоззренческая проблема – взаимоотношение должного и сущего, которую вынуждена решать и так или иначе решает любая развитая культурная система, в рамках русской мировоззренческой матрицы концептуализируется как проблема взаимоотношения правды и истины, где <...>