С. С. ПИГАРЬ ТРАДИЦИИ НАРОДОВЛАСТИЯ И ФОРМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ (на примере абхазов) В статье рассматриваются традиции и формы самоорганизации людей в Абхазии в XIX веке, позволявшие населению обеспечить себе приемлемый уровень жизни без создания жестких иерархических структур управления. <...> Родственные и территориальные самоуправляющиеся коллективы стали безальтернативными формами объединения людей, во многом подменив собой бюрократические институты. <...> Наличие таких родственных и соседских объединений автоматически снижало возможность концентрации ресурсов и власти в руках отдельных людей и элитарных групп. <...> Складывалась взаимообусловленная система: с одной стороны, лидеры не могли полностью подчинить себе горизонтально интегрированные самоуправляющиеся сообщества и монополизировать функции контроля, распределения ресурсов и обеспечения порядка, с другой – их неспособность сделать это вынуждала общество решать насущные жизненные проблемы самостоятельно, поддерживая традиции и институты Историческая психология и социология истории 2/2015 80–97 С. С. Пигарь. <...> Традиции народовластия на Западном Кавказе в XIX веке 81 народовластия. <...> Наглядный для своего региона пример – самоуправляющиеся коллективы, существовавшие в Абхазии накануне и в период ее вхождения в состав Российской империи. <...> Как специфическое состояние общества, как форма упорядочивания изначально разобщенной людской массы народовластие основывается на комплексе источников, обусловливающих его существование и самовоспроизводство. <...> Важнейшим источником горизонтальной интеграции людей в абхазском обществе служил принцип солидарности – коллективного распределения социальной нагрузки и экономических благ, а также обеспечения взаимопомощи между равными по социальному статусу индивидами. <...> Солидарность реализовывалась в двух формах – родственной и соседской, образуя соответственно <...>