Один из Ахшарумовых -- критик, поборник чистого искусства; другой
-- поэт, не выражающий резко определенного направления; г. Юрьев -- мелодрамный романтик,
воспевающий рыцарское благородство и гонения рока на пылкую любовь; г. Жуковский -- тоже отчасти
романтик и тоже с примесью мелодрамы, но только в сфере петербургских чиновников и камелий. <...> Все в жизни имеет свое последовательное развитие (какая глубокая мысль!); и резкие особенности
характера возникают не взмахом магического жезла, а постепенно слагаются и образуются и постепенно
доходят до крайних своих результатов (стр. <...> Реальная школа убивает дух и анатомирует тело природы: она гонит из нее идею и мысль (стр. <...> За увлечение реальною школою и достается г. Писемскому от строгого критика! <...> По мнению г.
Ахшарумова, все недостатки "Тысячи душ" происходят от ядовитого влияния реальной школы, от
порабощения искусства идее. <...> Есть несколько замечаний, с которыми можно согласиться, и в статье о "Дворянском гнезде"
Тургенева, хоть вся она совершенно ложна в своем основании, признавая, что сущность повести
Тургенева, заключается в изображении характера Лизы2, и хотя в ней попадаются такие милые вещи: "Для
эпического интереса в "Дворянском гнезде" отведено особое поле родословных и ретроспективных
взглядов на предыдущую историю лиц, и по этому полю он постоянно пятится раком" (стр. <...> Напечатавши в прошлом году грозную статью "О порабощении искусства"3, он уже может быть
уверен, что никакою выходкой, как бы она ни противоречила здравому смыслу, не может удивить
публику. <...> Не можем расстаться с эксцентрическим критиком, не указавши на то, к чему приводит милая
теория непорабощенного искусства. <...> Так, г. Ахшарумов объявляет между прочим, что на литературу смотрит он как на "средство
рассеять свою тоску и горе". <...> Он (г. Ахшарумов говорит здесь о читателях, подобных ему) берет в руки роман, комедию или
драму, желая вырваться <...>
Весна.pdf
Н. А. Добролюбов
Весна
Литературный сборник на 1859 год. СПб., 1859
Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах.
Том второй. Статьи и рецензии 1859
М., "Художественная литература", 1987
Составление и примечания В. А. Викторовича и Г. В. Краснова
OCR Бычков М. Н.
Двое Ахшарумовых,Юл. Жуковский и И.Юрьев соединили труды свои и издали книгу, довольно
толстую и разнообразную. В предисловии к ней г. Н. Ахшарумов заявляет, что участники сборника не
хотят "стать под знамя какой-нибудь партии и сделаться представителями какого-нибудь известного,
исключительного направления, а являются под общим знаменем русской литературы". И действительно,
статьи, помещенные в "Весне", имеют общего только то, что все, как написанные по-русски, должны быть
причислены к русской литературе. Один из Ахшарумовых -- критик, поборник чистого искусства; другой
-- поэт, не выражающий резко определенного направления; г. Юрьев -- мелодрамный романтик,
воспевающий рыцарское благородство и гонения рока на пылкую любовь; г. Жуковский -- тоже отчасти
романтик и тоже с примесью мелодрамы, но только в сфере петербургских чиновников и камелий. Как
видите, "Весна" очень разнообразна и не лишена занимательности. В самом деле -- исключая некоторых
из стихотворений г. Вл. Ахшарумова да статьи г. Н. Ахшарумова о "Воспитаннице" Островского -- нельзя
ни об одной статье сборника сказать, чтобы она уж вовсе никуда не годилась. Всех слабее оказывается
критик "Весны" г. Н. Ахшарумов. На 55 страницах рассуждает он о романе "Тысяча душ", убиваясь над
доказываньем того, что в этом романе нет какой-то художественной перспективы и гармонии или еще
чего-то в этом роде. Статья пересыпана весьма глубокими и верными афоризмами в таком роде:
293).
Критика должна вытекать из сущности предмета своего, а не из чего-нибудь постороннего (стр.
Герой романа должен быть в высшей степени интересен, и в этом состоит, с позволения сказать
(вы думаете, что за этим какое-нибудь неприличное слово следует? Нет, ничего), -- все его геройство (стр.
299).
Тип Калиновича, для своей художественной красоты, не нуждается ни в каких оправданиях; со
всеми своими нравственными противоречиями он имеет право явиться в романе, ни перед кем не
извиняясь (стр. 299).
Все в жизни имеет свое последовательное развитие (какая глубокая мысль!); и резкие особенности
характера возникают не взмахом магического жезла, а постепенно слагаются и образуются и постепенно
доходят до крайних своих результатов (стр. 299).
Чем может выразить себя здоровье? так же, как истинная красота, оно не имеет в себе никаких
резких и поразительных особенностей. Оно не имеет своей патологии (патология здоровья!!), своих
припадков, и симптомов, и странностей. В нем нет ничего удивительного, потому что оно в существе
своем просто нормально... и пр. (стр. 316).
Реальная школа убивает дух и анатомирует тело природы: она гонит из нее идею и мысль (стр.
336).
За увлечение реальною школою и достается г. Писемскому от строгого критика! По мнению г.
Ахшарумова, все недостатки "Тысячи душ" происходят от ядовитого влияния реальной школы, от
порабощения искусства идее. Когда припомнишь содержание и развитие романа г. Писемского и вообще
характер его литературной деятельности, да потом вникнешь в смысл замечания г. Ахшарумова, то
невольно подивишься тому, как метко попал критик... Бывают же этакие тонкие люди, что так вот сейчас
и смекнут, в чем дело!
Впрочем, в статье г. Ахшарумова о "Тысяче душ" есть несколько очень верных замечаний
относительно художественной фальшивости характера Калиновича1.
Есть несколько замечаний, с которыми можно согласиться, и в статье о "Дворянском гнезде"
Стр.1