«В КРУГЕ ПЕРВОМ» И.Б. Ничипоров Московский государственный университет им. <...> М.В. Ломоносова Воробьевы горы, ГСП-1, Москва, Россия, 119991 В статье рассмотрены приемы художественного изображения Сталина в романе Александра Солженицына «В круге первом» (1955—1968; главы 19—23). <...> В работе исследуются различные варианты соотношения авторской речи с голосами вождя и иных персонажей. <...> С опорой на внутренние монологи центрального героя, его несобственно-прямую речь, авторские комментарии анализируется сталинское восприятие собственной личности и исторического процесса, уясняется место «сталинских» глав в общей художественной структуре произведения. <...> «Сталинские» главы заключают средоточие историософской проблематики романа, вокруг которой развернутся споры его персонажей. <...> Здесь достигается полифония различных повествовательных форм: динамичная драматургия эпизода, острого, стихийно развивающегося, имеющего мощный подтекстный фон диалога сочетается с опоясывающей эти главы ситуацией «один на сцене», в полноте передающей парадоксы как внутренней жизни вождя, так и исторического времени. <...> Ключевые слова: композиция художественного произведения, Солженицын, Сталин, полифония, художественная концепция истории В художественной структуре романа А. Солженицына <...> Парадоксальным образом сам вождь ассоциируется у Солженицына с арестантом и заложником порожденной им Системы [1. <...> 19-я глава представляет развернутую экспозицию «сталинского» раздела романа, где «оттачиваются» важнейшие приемы исторического портретирования. <...> Детально выведенная сцена «перелистывания» вождем своей «житийной» биографии открывает в повествовательном пространстве поле конфликтного соприкосновения авторского слова и сознания героя, что соответствует излюбленному у Солженицына принципу «полифонии индивидуальных восприятий» [3. <...> 65], который был реализован еще в «Одном дне Ивана Денисовича», где имели место «авторское самоотчуждение <...>