Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика  / №3 2015

«ЭХО ДРУГ ДРУГА»: РОМАН А. ЖАКСЫЛЫКОВА «ПОЮЩИЕ КАМНИ» В ПЕРЕКЛИЧКЕ С «НЕДОНОСКОМ» Е.И. БОРАТЫНСКОГО (80,00 руб.)

0   0
Первый авторВаликова
Страниц6
ID404257
АннотацияВ статье рассмотрен факт освоения и переосмысления художественного образа русской литературы — Недоноска — писателем А. Жаксылыковым, автором романа «Поющие камни». По наблюдению Н.В. Павлович, образы в литературе не существуют изолированно; они включены в определенную поэтическую парадигму. В этом аспекте межлитературная перекличка свидетельствует о преемственности эстетических и онтологических принципов в создании Автором художественного целого. Так, протагонист романа «Поющие камни» соотнесен с образом-символом русской литературы, творчески освоенным А.С. Пушкиным и развитым Е.А. Боратынским, — с Недоноском. Интертекстуальный параллелизм, использованный Автором как художественный прием, «наделяет» главного героя рядом дополнительных характеристик, делает его многомерным и «оформленным».
Валикова, О.А. «ЭХО ДРУГ ДРУГА»: РОМАН А. ЖАКСЫЛЫКОВА «ПОЮЩИЕ КАМНИ» В ПЕРЕКЛИЧКЕ С «НЕДОНОСКОМ» Е.И. БОРАТЫНСКОГО / О.А. Валикова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика .— 2015 .— №3 .— С. 95-100 .— URL: https://rucont.ru/efd/404257 (дата обращения: 08.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЖАКСЫЛЫКОВА «ПОЮЩИЕ КАМНИ» В ПЕРЕКЛИЧКЕ С «НЕДОНОСКОМ» Е.И. БОРАТЫНСКОГО О.А. <...> Аль-Фараби, 71, Алматы, Казахстан, 050040 В статье рассмотрен факт освоения и переосмысления художественного образа русской литературы — Недоноска — писателем А. <...> По наблюдению Н.В. Павлович, образы в литературе не существуют изолированно; они включены в определенную поэтическую парадигму. <...> В этом аспекте межлитературная перекличка свидетельствует о преемственности эстетических и онтологических принципов в создании Автором художественного целого. <...> Так, протагонист романа «Поющие камни» соотнесен с образом-символом русской литературы, творчески освоенным А.С. Пушкиным и развитым Е.А. Боратынским, — с Недоноском. <...> Перекличка с Недоноском, одним из самых трагических и глубоких символов-обобщений в русской литературе, явственно присутствует в тексте романа: старик-китаец называет Жана Недоростком (что семантически может выступать синонимом первого), заплутавшим в мире [1. <...> Именно эта интертекстуальная параллель «обнажает» истинную природу Жана как окаянной Души. <...> Впервые обозначение «недоносок» встречаем у Пушкина (1928 г.): Уродился я, бедный недоносок, С глупых лет брожу я сиротою; Недорослем меня бедного женили; Новая семья не полюбила; Сударыня жена не приласкала. <...> В жанровом отношении стихотворение приближено к народной песне-причитанию, заплачке, одному из универсальных художественных примитивов. <...> Пушкинский текст можно квалифицировать как «рассказ о собственных несчастьях», плач по неудавшейся жизни. <...> «Зачалом» стихотворения служит интродуктивный стих «Уродился я, бедный недоносок», в котором уже намечен мотив обделенности: эпитет «бедный», определение «недоносок». <...> Пушкин изображает не просто человека, «рожденного до срока», а значит, болезненного, недоразвитого, слабого, а глубоко одинокую, страдающую личность, не находящую эмпатического отклика в собственном окружении и полностью осознающего свою ненужность <...>