ВОЛОШИНА «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» Е.С. Мельников Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье анализируется развитие взглядов М.А. Волошина на судьбу русского народа в один из самых кровопролитных периодов русской истории. <...> Поэт обращается к христианской мифологии, наполняя предреволюционные события библейским смыслом и развивая идеи Достоевского о ритуализированном характере русской усобицы. <...> Проводя параллели между духовным упадком России и мифологической смертью Иисуса Христа, Волошин метафорически обозначает единственный путь к возрождению и духовному очищению русского народа, лежащий в изменении народного самосознания, преодолении «войны, а не противника». <...> Образ духовного воскрешения через поражение на физическом плане — один из ведущих в творчестве поэта, мыслителя и публициста Максимилиана Александровича Волошина. <...> Это не только мотив воскрешения как метафизического паломничества или священного пути, указанного человечеству библейским Спасителем, но и вполне конкретный призыв к переосмыслению современной Волошину философии нигилизма, допускающей «кровь по совести», о которой говорил еще Достоевский. <...> Из стихотворений Волошина хорошо видно, как важно идеологии, порожденной кровопролитным веком, не слиться с разрушительной философией террора, а найти путь к преодолению этого духовного бесовства. <...> По мысли Волошина, за обновленными флагами и лозунгами политических и философских движений начала XX в. проступали лица тех самых носителей «маскарадных псевдонимов», анализу которых он посвятил свою лекцию «Россия распятая». <...> Особенно показательны в этом свете первые строки его стихотворения «Мир», написанного в Коктебеле по горячим следам Октябрьской революции и победы большевиков: С Россией кончено. <...> В этот период христианско-мифологический смысл все глубже проникает в его миропонимание. <...> И, отрезвясь <...>