51, Москва, Россия, 119991 Предметом анализа в статье выступает образ А.А. Блока, воссозданный в художественных, мемуарных и литературно-критических текстах Б.Л. Пастернака. <...> Пастернак рассматривает Блока одновременно как крупнейшего представителя общеевропейского символизма (наряду с Верхарном, Верленом, Прустом и Рильке), как реалиста, сделавшего свой субъективно-биографический опыт всечеловеческим достоянием, и как наследника русской шекспировской традиции. <...> При этом Пастернак выделяет именно те черты художественного мира Блока, которые были восприняты им самим на разных этапах его творческого пути (автобиографизм и жизненность образов в противовес изящной словесности, импрессионизм как попытка запечатлеть бытие в его непрерывном становлении, простота плана выражения, внутренняя свобода творческой личности). <...> По свидетельствам самого Пастернака, замысел его первой книги «Близнец в тучах» (1913) был вызван блоковским стихотворением «Темно в комнатах и душно.» <...> Помимо «Доктора Живаго» и уже упомянутых набросков к статье, прямые высказывания о личности и творчестве Блока содержатся в автобиографической прозе Пастернака (повесть «Охранная грамота», 1931; очерк «Люди и положения», 1959), целиком посвященном Блоку цикле «Ветер» из книги «Когда разгуляется» (1959) и многочисленных письмах. <...> Воссозданный в этих текстах образ Блока позволяет, с одной стороны, проследить пастернаковскую рецепцию блоковского наследия, а с другой стороны, выявить существенные черты мировоззрения и поэтики Пастернака. <...> и Р.М. Рильке, который Пастернак рассматривает как живое и незавершенное явление, в отличие от исчерпавшего себя русского символизма 1900-х гг. <...> Наряду с общепринятым употреблением Пастернак использовал понятия «символизм» и «реализм» для обозначения двух вневременных констант всякого настоящего искусства. <...> Художественный реализм, как нам кажется, есть глубина биографического отпечатка, ставшего главной <...>