Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика  / №4 2013

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЗЕ М. БУЛГАКОВА 1920-Х ГОДОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ СОЗДАНИЯ (80,00 руб.)

0   0
Первый авторГолубович
Страниц8
ID404142
АннотацияСтатья посвящена выявлению специфики художественных моделей реальности, созданных М. Булгаковым в 1920-е гг. с использованием фантастики. Автор показывает, что фантастика задает формально-содержательные параметры созданных писателем художественных моделей реальности, имеет принципиальное значение в выражении смысла этих произведений. Однако доминирование сатирической цели указывает на главенство сатирического типа условности и его системообразующую функцию в «московских» повестях.
Голубович, Н.В. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ В ПРОЗЕ М. БУЛГАКОВА 1920-Х ГОДОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ СОЗДАНИЯ / Н.В. Голубович // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика .— 2013 .— №4 .— С. 39-46 .— URL: https://rucont.ru/efd/404142 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор показывает, что фантастика задает формально-содержательные параметры созданных писателем художественных моделей реальности, имеет принципиальное значение в выражении смысла этих произведений. <...> Однако доминирование сатирической цели указывает на главенство сатирического типа условности и его системообразующую функцию в «московских» повестях. <...> В первых социальных миниатюрах — этюдах к большой прозеписатель активно использует в качестве приема сон, который «чудесным» образом проясняет нелепости действительности. <...> В одном из ранних рассказов «Похождения Чичикова» (1922) М. Булгаков <...> гротескно обыгрывает появление Чичикова в Москве 1920-х гг., используя при этом фантастическое допущение в форме сна. <...> В основе фантастической посылки — своего рода эксперимент по воскрешению Чичикова, которое оказывается возможным благодаря сну — приему, ставшему впоследствии характерным для поэтики М. Булгакова <...> Г.) фантастика в рассказе позволяет читательскому сознанию существовать на пограничье возможного и невозможного. <...> ассоциативными и логическими соответствиями; реальное и фантастическое, оттененные гоголевскими реминисценциями, составляют единое поле для осмысления современности. <...> Невероятным образом в его сознании смешиваются две реальности: волшебник с восхитительным подарком соседствует с обозвавшей его «алкоголиком» и «насекомым» женой Маней, воющими детьми, подозрительным милиционером и прочими жизненными неприятностями [1. <...> Соседскую беседу ведут крысы («Крысиный разговор», 1924), требует медицинскую справку покойникПриключения покойника», 1924), человеческий голос обретает стенгазета («Приключения стенгазеты», 1925). <...> Уже на раннем этапе социальная фантастика у писателя плодотворно сочетается с иронией, сатирой, стремлением к парадоксу. <...> В рассказе «Багровый остров» (1924), позже переработанном в одноименную пьесу, в кривом зеркале фантастического гротеска отражены смешные, внешне <...>