Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье выявляется природа социально-философского конфликта иллюзии и реальности в пьесах М. Горького <...> О’Нила, рассматриваются моральные проблемы вины и ответственности, спасительной лжи и губительной правды, веры в человека и его способности творить добро. <...> О’Нил отмечал, что «великая пролетарская пьеса Горького “На дне” — самая лучшая пропаганда, когда-либо написанная в защиту угнетенных, именно потому, что в ней нет пропаганды: она просто показывает людей такими, как они есть — истину в образах подлинной жизненности» [1. <...> То, что О’Нил выделил у Горького именно эту пьесу, вполне закономерно. <...> Трудно сказать, повлияла ли непосредственно тематика пьесы «На дне» на замысел поздней о’ниловской драмы «Разносчик льда грядет», несомненно одно: обе эти пьесы, при всей их несхожести, как и ряд произведений Г. Ибсена, Л. <...> Однако, преследуя разные цели, драматурги решают здесь сходные подспудные проблемы, исключительно важные в контексте всего творчества обоих писателей. <...> О соотношении же творчества американского драматурга с пьесами Чехова и Горького обычно упоминается вскользь, однако, как правило, Горький и О’Нил сопоставляются именно как авторы драм «На дне» (1902) и «Разносчик льда грядет» (The Iceman Cometh, 1939). <...> К этому сопоставлению обращались критики Брукс Аткинсон, Эрик Бентли, а также Элен Мучник, автор книги «От Горького к Пастернаку» (1961) и статьи «Свиньи Цирцеи: пьесы Горького и О’Нила», под разными названиями публиковавшейся в нескольких литературоведческих сборниках США. <...> По его мнению, «мрачная мораль», заключенная в этой пьесе, бесконечно унижает человека, делая его жалкой, лишенной воли игрушкой в руках судьбы. <...> Давно уже никто не рубит с плеча, не говорит о «духовной капитуляции» О’Нила; напротив, большинство исследователей подчеркивают неустанные творческие поиски драматурга, величие и гуманизм даже самых «мрачных» его произведений. <...> Ни Горький, ни О <...>