Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена жанровому своеобразию сатирического романа в творчестве В. Войновича <...> Характерной является принципиальная свобода писателя в обращении к жанровым формам: романуанекдоту (в трилогии о Чонкине), совмещению нескольких антиутопий (в «Москве 2042»), появлению «книги жизни» («Замысел»). <...> Недавний юбиляр — не просто писатель, а писатель-сатирик, и эта характеристика — сатирик — является не дополняющей, а определяющей для его творчества. <...> От любого другого писателя сатирик отличается заостренным восприятием алогизма современной ему действительности. <...> Это врожденное, лежащее в основе дарования свойство: видеть абсурдность происходящего вокруг. <...> Сам Войнович говорит об этом так: «Я просто пишу. <...> Мою первую повесть один критик отметил большой ругательной статьей, в которой было написано буквально следующее: „Войнович придерживается чуждой нам поэтики изображения жизни как она есть“. <...> Так охарактеризована свойственная Войновичу творческая манера — стремление пренебрегать канонами и догмами, — что и обусловило жанровое своеобразие сатирических романов писателя, в частности трилогии «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», антиутопии «Москва 2042» и романа «Замысел». <...> Обращаясь к жанровому своеобразию того или иного произведения, необходимо иметь в виду, что природа жанра получает в литературоведении различные объяснения, и это находит выражение в понимании взаимоотношений формы и содержания, соотнесенности художественного мира произведения с жизненной действительностью, способа выражения авторских идей. <...> Это особенно важно при рассмотрении жанров неканонических, выявление особенностей которых представляет определенную трудность. <...> Принципиальную незавершенность и свободу в развитии и современном состоянии этого жанра подчеркивал М.М. Бахтин, отмечая, что «изучение других жанров аналогично изучению мертвых языков; изучение <...>