ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СУФИЙСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИЗБРАННИЧЕСТВА (ВИЛАЙА) У ИБН ‘АРАБИ И ЕЕ КРИТИКА СО СТОРОНЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ САЛАФИЗМА – ИБН ТАЙМИЙИ* М.М. Родионова Дипломатическая Академия МИД РФ ул. <...> Остоженка, 53–2, Москва, Россия, 119992 Статья посвящена исследованию истоков противоречий между двумя течениями в арабо-мусульманской философской мысли – салафизмом и суфизмом. <...> Автор анализирует отрывки из произведений представителя суфизма Ибн ‘Араби и представителя салафизма Ибн Таймиййи, рассуждает о практике посещения мусульманами могил святых предков и о концепции избранничества (вилайа). <...> Ключевые слова: арабо-мусульманская философия, суфизм, салафизм, Ибн ‘Араби, Ибн Таймийа, вилайа (концепция избранничества). <...> В области арабо-мусульманской философской мысли встречаются идейные противоречия между представителями различных течений по ключевым проблемам арабо-мусульманской философии. <...> 67 Вестник РУДН, серия Всеобщая история, 2014, № 3 своих оппонентов на общество. <...> В данной статье в качестве примера такого противостояния между двумя арабо-мусульманскими философскими течениями приводятся отрывки из произведений двух арабо-мусульманских философов: Ибн Таймийи – представителя течения салафизм (1) – и Ибн ‘Араби – представителя течения суфизм (2). <...> Однако еще в VIII в. возникли противоречия в среде мусульманских правоведов (факихов), что привело к возникновению двух течений – асхаб ал-хадис («люди хадиса» – приверженцы прямого следования текстам Корана и Сунны (4) в вопросах права) и асхаб ар-рай («люди мнения» – приверженцы использования логического доказательства, при условии наличия юридических прецедентов в Коране и Сунне, выявляемых методом аналогии (кыяс)). <...> Противоречия между представителями этих течений привели к возникновению четырех правовых школ в исламе (мазхабов). <...> В то же время личное мнение (рай) было заменено более компетентным суждением иджтихад (5), которое позволяло делать выводы по какому-либо <...>