ТОПОНИМИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО О.М. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье определяется эффективность использования топонимов на занятиях по русскому языку, разрабатывается методика органичного включения топонимического материала в образовательный процесс. <...> Ключевые слова: тексты топонимического содержания, эффективность урока, творческий подход, коммуникативная организация учебного процесса. <...> В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. <...> Перед каждым творчески работающим преподавателем возникает необходимость в определении того, как изучать и что изучать; как отобрать такой учебный материал, который не скоро «устареет», который можно было бы творчески пополнять и который способствует познавательной активности учащихся. <...> Несмотря на наличие различных подходов в изучении русского языка как иностранного, общепризнанным в методике преподавания является тезис о неотделимости изучения языка от одновременного ознакомления с культурой страны изучаемого языка, ее историей. <...> Обращение к проблеме соизучения языка и культуры не случайно, так как это позволяет эффективно осуществлять процесс межкультурной коммуникации, формировать не только языковое, но и когнитивное сознание обучаемых. <...> Наиболее ярко в интересующем нас отношении язык проявляет себя в области лексики. <...> Виноградов указывал, что «как название, как указание на предмет слово является вещью культурно-исторической» [2. <...> Одним из наиболее показательных и богатых с точки зрения культурно-исторической и национальной специфики видов собственных имен являются топонимы и в первую очередь такая их разновидность, как макротопонимы, имена собствен87 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 1 ные, обозначающие названия крупных географических объектов. <...> Другой разновидностью являются ойконимы — названия населенных пунктов (Мытищи <...>