Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Историческая психология и социология истории  / №1 2015

КАНТ И СОКРАТ: КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторНерсесянц
Страниц19
ID403000
АннотацияМораль по своему генезису и правовой сути – это свобода человека от бога и государства; это человек – вне бога и государства, меж богом и государством. Моральная свобода – свобода индивида от небесной и земной власти. Мораль – это такая свобода (такое представление о свободе и ее принципах, нормах, ценностях), автором которой (точнее, автором представлений о которой – о свободе) является индивид. У Сократа этот автор-индивид появляется еще в компромиссной форме индивида-бога, личного демона (даймония) – властного голоса внутренней совести. У Канта автором морали является самозаконодательствующий индивид, но это самозаконодательство индивида осуществляется (по Канту, должно осуществляться) по принципу всеобщего законодательства, т. е. правовому принципу, по принципу хорошего, должного, правильного (свободного) законодательства.
Нерсесянц, В.С. КАНТ И СОКРАТ: КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ / В.С. Нерсесянц // Историческая психология и социология истории .— 2015 .— №1 .— С. 198-216 .— URL: https://rucont.ru/efd/403000 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НАСЛЕДИЕ Нерсесянц Владик Сумбатович (1938–2005) – выдающийся советский и российский юрист, академик РАН, специалист в области философии и теории права, истории политических и правовых учений. <...> В. С. НЕРСЕСЯНЦ КАНТ И СОКРАТ: КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ Мораль по своему генезису и правовой сути – это свобода человека от бога и государства; это человек – вне бога и государства, меж богом и государством. <...> Моральная свободасвобода индивида от небесной и земной власти. <...> У Сократа этот автор-индивид появляется еще в компромиссной форме индивида-бога, личного демона (даймония) – властного голоса внутренней совести. <...> У Канта автором морали является самозаконодательствующий индивид, но это самозаконодательство индивида осуществляется (по Канту, должно осуществляться) по принципу всеобщего законодательства, т. е. правовому принципу, по принципу хорошего, должного, правильного (свободного) законодательства. <...> Тут у Канта моральный индивид является по сути правовым индивидом (не просто законопослушным, но законоопережающим индивидом), атомарным правовым государством. <...> В ситуации искомого и обосновываемого Кантом правового государства правовая трактовка морального принципа (правовой характер принципа каИсторическая психология и социология истории 1/2015 198–216 В. С. Нерсесянц. <...> Кант и Сократ: концепция морали 199 тегорического императива) по сути означает отрицание морали как чего-то отличного от права. <...> Кантовское различение между моральностью и самозаконодательством (буквально – авто-номией!) и легальностью как соблюдением (исполнением, осуществлением, реализацией) уже существующих норм не есть отличие морали (как якобы самоустановления норм) от легального права (как якобы создания и применения норм), потому что и морально самозаконодательствующий индивид должен соблюдать свои же моральные установления, т. е. быть не только моральным, но и легальным. <...> Кроме того, моральное самозаконодательство (по правовому принципу <...>