НАСЛЕДИЕ Нерсесянц Владик Сумбатович (1938–2005) – выдающийся советский и российский юрист, академик РАН, специалист в области философии и теории права, истории политических и правовых учений. <...> В. С. НЕРСЕСЯНЦ КАНТ И СОКРАТ: КОНЦЕПЦИЯ МОРАЛИ Мораль по своему генезису и правовой сути – это свобода человека от бога и государства; это человек – вне бога и государства, меж богом и государством. <...> Моральная свобода – свобода индивида от небесной и земной власти. <...> У Сократа этот автор-индивид появляется еще в компромиссной форме индивида-бога, личного демона (даймония) – властного голоса внутренней совести. <...> У Канта автором морали является самозаконодательствующий индивид, но это самозаконодательство индивида осуществляется (по Канту, должно осуществляться) по принципу всеобщего законодательства, т. е. правовому принципу, по принципу хорошего, должного, правильного (свободного) законодательства. <...> Тут у Канта моральный индивид является по сути правовым индивидом (не просто законопослушным, но законоопережающим индивидом), атомарным правовым государством. <...> В ситуации искомого и обосновываемого Кантом правового государства правовая трактовка морального принципа (правовой характер принципа каИсторическая психология и социология истории 1/2015 198–216 В. С. Нерсесянц. <...> Кант и Сократ: концепция морали 199 тегорического императива) по сути означает отрицание морали как чего-то отличного от права. <...> Кантовское различение между моральностью и самозаконодательством (буквально – авто-номией!) и легальностью как соблюдением (исполнением, осуществлением, реализацией) уже существующих норм не есть отличие морали (как якобы самоустановления норм) от легального права (как якобы создания и применения норм), потому что и морально самозаконодательствующий индивид должен соблюдать свои же моральные установления, т. е. быть не только моральным, но и легальным. <...> Кроме того, моральное самозаконодательство (по правовому принципу <...>