ГУРГУЛИЯ МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ В ИМПЕРСКОМ КОНТЕКСТЕ Социальные лифты не являются монополией демократических государств Старого Света. <...> Рабовладельческие государства и империи Средневековья в различных регионах планеты дают примеры головокружительных взлетов и падений представителей любых страт общества. <...> Одним из таких примеров в истории Османской империи стал выдающийся сын абхазского народа Хайреддин ат-Туниси (1825–1890): горский мальчонка из селения Бамбора, сирота, проданный в рабство на рынке Стамбула, выпускник военной академии, бригадный генерал, министр тунисского морского флота и инициатор конституционных реформ, наконец, великий визирь всей Османской империи. <...> В США и Османской империи эта торговля просуществовала в крупных масштабах и вполне легально до XIX века (нелегально существует и сейчас почти по всему миру). <...> Последнее диктовалось многовековым опытом работорговли – взросИсторическая психология и социология истории 1/2014 139–146 14 Историческая психология и социология истории 1/2014 0 лые мужчины значительно хуже поддавались ассимиляции и умирали – либо в результате активного противостояния хозяевам, либо вследствие психологического и даже мировоззренческого шока. <...> «Сломать» и подчинить ребенка или подростка было значительно проще, что и произошло с сыном абхазского воина из селения Бамбора, которое и сейчас располагается в окрестностях священного для каждого абхаза селения Лыхны. <...> Известный арабский историк Монуки Смида о происхождении Хайреддина сообщает следующее: «…он принадлежал к племени абазов или абхазов, живших в этой области (Западный Кавказ, Апсны. <...> Г.) и с древнейших времен поставлявших Османской империи белых рабов, славящихся своей красотой» (Smida 1970: 7). <...> Абхазское происхождение Хайреддина неоднократно отмечал Осман-бей (1878), лично хорошо знавший его и впоследствии перешедший на российскую службу. <...> Абхазский ученый Ю. Г. Аргун (2012: 452) пишет: «…мамлюкский <...>