КУЛЬТУРСОЦИОЛОГИЯ И МЕНТАЛЬНАЯ ДИНАМИКА РАСКОЛА Политическая и идеологическая борьба в современной России ведется при активном использовании сторонами аргументов «от истории». <...> В статье намечены пути продуктивной коммуникации как минимум в сообществах интеллектуалов – ученых и университетских преподавателей. <...> Предложен подход к интеграции исторических описаний в «слоях» фактологии, теоретических объяснений, парадигм и интерпретаций. <...> Споры относительно интерпретации событий и процессов, оценок лидеров и политических сил, необходимости или пагубности единых учебников по национальной истории становятся острее и громче. <...> С середины Историческая психология и социология истории 1/2014 120–138 Н. С. Розов. <...> Лучшими выразителями таких взглядов являются не рафинированные и гибкие интеллектуалы (типа В. Суркова <...> 12 Историческая психология и социология истории 1/2014 2 В центре противостоящего лагеря находятся либералы-западники со своими центральными символами: «права человека», «демократия», «открытое правовое общество», «верховенство права» и т. д. <...> Таким образом, главный раскол происходит между двумя лагерями, которые далее будем условно называть державническим и либеральным. <...> Центральными понятиями в концепции культурсоциологии являются сакральные символы добра и зла, социальные группы, преисполняющиеся сильными чувствами в отношении событий, лиц, деяний, соотносимых с этими символами, а также ритуалы, связанные с осквернением и очищением. <...> Скверне по возможности придают универсальный характер, грозящий «всем и каждому»; через ее разоблачение идеологи об 12 Историческая психология и социология истории 1/2014 4 ращают внимание внешней публики на себя как «патентованных» спасителей от этой скверны. <...> Для державнического лагеря видимым сакральным символом является Победа. <...> Любое сомнение в величии Победы, указание на агрессивность сталинской политики, жестокость военачальников по отношению к «живой <...>