Д. В. ЛУКЬЯНОВ О НЕКОТОРЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ (размышления над новым учебником для вузов «Теория и методология истории» / отв. ред. <...> Обусловлено это рядом обстоятельств, которые, с одной стороны, носят вненаучный характер развития социального и гуманитарного знания в постсоветский период его существования и связан с изменением общих принципов (господство историко-материалистической научной идеологии) бытования прежних и становления новых институтов и школ. <...> С другой стороны, нельзя не отметить и внутреннюю трансформацию в характере интеллектуальных поисков российских гуманитариев, специфическую открытость к мировому историографическому опыту с конца 1980-х гг. и обретение после сложного «патерналистски-грантового» периода вполне определенной самостоятельности в проработке и апробации собственно российского опыта институализации историко-научных школ, течений и направлений (Репина 2011). <...> О вопросах исторической науки 163 Авторский коллектив, подготовивший выход учебника для бакалавров-историков высшей школы, включает известных и признанных в отечественной и зарубежной науке специалистов, которым наряду с сугубо специальными историческими исследованиями принадлежат также и многочисленные самостоятельные теоретико-методологические работы, вызывающие неизменный интерес в среде профессионального сообщества2. <...> Одно перечисление имен ведущих российских ученых, принявших участие в данном издании, и названия соответствующих глав показывают, что перед нами в высшей степени актуальный историографический труд. <...> Учебная книга, в которой авторская рефлексия и высокий профессиональный уровень обобщений сочетаются с предельной четкостью и последовательным изложением представляемого материала. <...> Во многом учебник – это и результат подведения итогов достаточно долгого периода дискуссий и концептуальных поисков российской наукой <...>