Ю. И. СЕМЕНОВ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ* В статье раскрываются истоки социологического номинализма – взгляда, согласно которому общества как реального целостного образования не существует, существуют только отдельные люди, индивиды. <...> Показывается, что обосновать социологический реализм можно только с позиции материалистического понимания общества и истории. <...> Ключевые слова: общество, социальный организм, социоисторический организм, общественные отношения, социально-экономические отношения, социальное объективное бытие, материалистическое понимание общества и истории, базис и надстройка, материальное, объектальное. <...> Пятое значение – общество вообще определенного типа (особенное общество или тип общества), например: феодальное, капиталистические, постиндустриальное и т. п. <...> И перед исследователями вставал вопрос, представляет ли собой общество простую сумму индивидов или же качественно особое целостное образование, не сводящееся к совокупности составляющих его индивидов и имеющее свои собственные законы развития, отличные от законов, управляющих индивидами, взятыми по отдельности. <...> Соответственно существовали и сейчас существуют два направления, одно из которых обычно именуется социологическим номинализмом, или методологическим индивидуализмом, другое – социологичесеским реализмом, или социологическим субстанциализмом. <...> Социологический номинализм Социологические номиналисты считают то образование, которое принято называть обществом, простой совокупностью, суммой индивидов и ничем большим. <...> Подобного рода взгляд нашел, например, свое предельно четкое выражение в работе известного русского историка, историософа и социолога Николая Ивановича Кареева (1850–1931) «Введение в изучение социологии» (СПб., 1897; 2006). <...> Последний писал: «Личность есть единственное реальное существо, с которым имеет дело социология. <...> Проблема социальной реальности 53 отдельные классы одного и того же <...>