Общественные процессы, идущие в странах бывшего союза дружественных республик, обнажают такие социальные противоречия, которые не могут быть поняты иначе, чем в глубокой диалектической связи между собой и историей их возникновения и развития. <...> Но для такого понимания необходим диалектический метод, проникающий в саму сущность общественного процесса с его сложнейшими взаимодействиями общественного бытия и общественного сознания. <...> Поэтому в последние годы предпринимаются попытки овладения таким методом и представления проблем общественного развития в целостной систематической форме. <...> Успешной попыткой такого рода является основательная работа профессора кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ М. В. <...> ). Научный интерес данного исследования состоит в том, что он впервые в нашей социальной философии органично соединяет рассмотрение всеобщих (логических) категорий с их использованием в сфере социальных процессов. <...> В нескольких специальных разделах он показывает, как действуют такие категории в историческом движении общества, как они используются в понимании исторических процессов. <...> В свете такого рассмотрения становится понятной мысль о том, что прав был старик Гегель: категории буквально врываются в науку из реальных отношений. <...> В наше время бурных перемен это Философия и общество, № 1 2015 201–203 202 Философия и общество 1/2015 особенно заметно и актуально. <...> Но вот профессор М. В. Попов показывает глубинную логическую противоречивость этой категории и ее роль в социальных исследованиях, диалектику изменчивости и тождественности предметов и процессов, их текучести, развития и прогресса. <...> И в результате выясняется сложная система взаимосвязей между, казалось бы, давно и прочно усвоенными экономическими и философскими категориями: «производство», «производительные силы», «производственные отношения», «способ производства», «базис и надстройка», «общественное бытие и общественное <...>