ГОБОЗОВ РЕАНИМАЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ – ШАГ НАЗАД В ИЗУЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА Статья посвящена актуальным вопросам философского изучения человека. <...> Проблема человека всегда находилась в центре внимания философов от Античности до наших дней. <...> Но в домарксистской философии человека рассматривали в отрыве от общественных отношений. <...> В качестве исходной посылки брали понятие человека. <...> показал, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. <...> Ключ к объяснению человека находится в обществе, а не наоборот. <...> Но в современной философии происходит реанимация философской антропологии, и человек вновь берется в качестве исходной посылки. <...> Ключевые слова: человек, сущность человека, общественные отношения, категория человека, категория общественных отношений, философская антропология. <...> Ради интереса можно привести некоторые дефиниции человека, данные выдающимися мыслителями разных эпох. <...> Диоген Лаэртский пишет: «Когда Платон выступил с определением: “Человек есть животное с двумя ногами и без перьев” – и заслужил всеобщее одобрение, Диоген ощипал петуха и принес его в платоновскую школу со словами: “Вот человек Платона”. <...> 1 Философия и общество, № 1 2015 5–16 6 Философия и общество 1/2015 определяет человека Эразм Роттердамский: «Человек – это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей: из души (anima) – как бы некоего божества (numen) и тела – вроде бессловесной скотины»2. <...> К. А. Гельвеций: «Человек есть машина, которая, будучи приведена в движение физической чувствительностью, должна делать все то, что она выполняет. <...> утверждает, что человек есть «организованное существо или животное, обладающее известными физическими, умственными и нравственными свойствами и способностями и обнаруживающее влечение к одним предметам и антипатию к другим»4. <...> Он писал: «Человек – это величайшая скотина в мире»5. <...> Философы уделяют так много внимания проблеме человека, потому <...>