И. М. СЛОБОДЧИКОВ, В. В. ТЕРЕЩЕНКО СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-РЕЖИССЕРОВ В статье уточняется понятие «профессиональное самосознание» применительно к профессии режиссера. <...> Рассмотрены проблемы и этапы становления как профессионального Я, так и самосознания студентоврежиссеров. <...> Ключевые слова: профессиональное самосознание, модель формирования профессионального самосознания, профессиональная идентичность, Я-концепция, профессиональное (творческое) Я. <...> В научных исследованиях (К. А. Абульханова-Славская, М. Н. Гуревич, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, О. В. Москаленко, К. К. Платонов, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) неоднократно доказывалось, что личность как субъект профессионального становления характеризуют определенные психологические особенности: высокая степень развития рефлексии, зрелое целеполагание, адекватная самооценка, способность к саморазвитию в соответствии с изменяющимися требованиями профессии. <...> В настоящее время появляются новые разработки, вовлекающие в круг общих исследований по психологии профессий такие «нестандартные» профессии, как актер и режиссер. <...> Подчиняясь общим закономерностям развития науки, соответствуя в полной мере принципам формирования профессиональной среды и динамике формирования профессионального самосознания, в творческих специальностях на передний план выдвигаются проблемы, связанные с исследованием специфики формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности. <...> Самосознание студентов-режиссеров 143 Рассматривая проблему становления профессионального Я в приложении к режиссерской специальности, необходимо сказать о том, что этот конструкт включает в себя систему представлений человека о себе как субъекте собственной жизни и профессиональной деятельности. <...> При этом в большинстве случаев происходит взаимоналожение, фактически «слипание» этих характеристик, в результате <...>