Ю. Г. МАРКОВ НА ПУТИ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В статье показано, что становление духовно-нравственной цивилизации во многом зависит от используемых в обществе форм собственности. <...> Важна тесная связь личности и общества, которой не было и нет ни при социализме, ни при капитализме. <...> Статья подводит к выводу, что духовно-нравственное общество предполагает гармонию человека и общества в рамках самоуправляемых (кооперативных) систем. <...> Исходя из этого, важно привести основные параметры социальной системы в соответствие с базовыми ценностями. <...> Одним из таких параметров являются отношения собственности в обществе. <...> Кажется удивительным, что на Руси издревле существовал духовно-нравственный тип жизни в рамках так называемой общины духоборов. <...> Они пропагандировали равенство людей перед Богом, фактически поклоняясь природе, и не признавали подчинение какой-либо политической власти в лице государства. <...> Возможно, это Философия и общество, № 2 2014 33–49 34 Философия и общество 2/2014 явилось одной из важных причин того, что в начале XIX в. <...> Александр I приказал духоборам России переселиться на пустынные тогда земли Крыма (Таврия), у берегов реки Молочной. <...> У духоборов существовала коллективная собственность на земли, скот, различные технические средства по ведению хозяйства. <...> Старики, больные и одинокие члены общины проживали в так называемом «сиротском доме», получая все необходимое для жизни. <...> Хотя духоборы Таврии проживали селами, существовал единый совет управления общиной, созданный представителями от сел. <...> Духоборы отличались от остального русского населения более высокой степенью развитости, полным отсутствием склонности к табаку и алкоголю, высокой работоспособностью. <...> Поразительно, что на новом месте, расположенном на высоте 2000 м над уровнем моря, обладавшим суровым климатом, духоборы сумели наладить свое хозяйство, проявили стойкость и смекалку, необычайное трудолюбие, способность выживать <...>