А. В. ЕРАХТИН ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА Проводится сравнительный анализ решения проблемы материи в западной философии и философии диалектического материализма. <...> Рассматриваются дискуссионные вопросы определения материи как субстанции и объективной реальности, отношения субстанции к ее атрибутам и проблема единства мира. <...> Делается вывод, что философия советского периода продолжила линию развития классической западной онтологии, а достижения отечественных философов в области онтологии подняли философский материализм на качественно новый уровень. <...> Понятие материи в истории западной философии Материя – центральная категория метафизики, именно с нее начинается становление философии и первой научной картины мира. <...> Древние философы пришли к осознанию того, что за всеобщей изменчивостью и многообразием мира стоит материальное первоначало, какой-то конкретный, чувственно воспринимаемый субстрат: вода, воздух, огонь, земля. <...> В дальнейшем в качестве первоосновы мира берется уже не субстрат, а субстанция, которая представляет собой не только первооснову всего сущего, но и внутреннее единство многообразных Философия и общество, № 1, январь – март 2014 55–74 56 Философия и общество 1/2014 вещей, их процессов и явлений. <...> Проблема субстанции была четко поставлена Аристотелем, который, обобщая натурфилософские представления своих предшественников, впервые выделяет всеобщее как предмет философии. <...> Перед Аристотелем возник вопрос об отношении материи к ее атрибутам, и прежде всего вопрос о связи материи и движения. <...> Проблема материи в западной и отечественной философии 57 венную перемену. <...> Если же предположить, что такой источник имеется, то мир не может быть единым, поскольку помимо материального субстрата есть еще и другое начало, приводящее субстанцию в движение. <...> Эта проблема оказалась настолько сложной, что некоторые авторы, как отмечает Аристотель, не <...>