В очерке определяется место метафизики в общем процессе познания. <...> Очерчиваются некоторые границы ее в связи с анализом таких социально-политических явлений, как государство, власть, политика, закон, право. <...> Дано общее определение политики, названы субъекты политики, а государство представлено как главный объект воздействия со стороны политических субъектов (наций, классов, социальных слоев, политических партий и иных страт общества). <...> Особо выделен получивший распространение в научной литературе вопрос о соотношении права и закона, и право рассматривается как основание закона. <...> Оспаривается тезис о сверхгосударственном и надгосударственном характере права. <...> Нет достаточных оснований ставить вопрос о догосударственном возникновении и существовании права. <...> Особо подчеркивается, что даже при высоком уровне абстракции и метафизическом подходе не следует забывать о главной фигуре общества — человеке. <...> Существующее в условиях современной цивилизации социальное расслоение, техническое разделение (дробление) труда, распространение электронных средств на многие сферы жизни общества ведет к легитимации социальных различий и, как следствие, к распределению власти. <...> Ответить может только право и этическая аргументация. <...> Ключевые слова: метафизика, сверхгосударственность права, надгосударственность права, догосударственность права, соотношение права и закона, право как основание закона, право, дающее некую жизненную силу закону, власть, политика, соотношение власти и политики, скрытые аспекты власти, соотношение природы человека и процесса образования государства, природа человека и форма государственного правления. <...> Картина мира, которой мы располагаем к настоящему времени, может быть представлена итогом, условно говоря, двух факторов: 1) научных исследований, давших точное знание, сформировавших самое науку; 2) различных традиций, религиозных догм (теология), философских, этических, политикоправовых <...>