Чернавин* РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИИ: ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВОЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ Аннотация. <...> Основная проблема, связанная с утверждением института прав человека в России, заключается не в сиюминутном обеспечении прав личности, уровень которых пока невысок, а в принципиальной возможности достичь его эффективности в нашей стране когда-либо. <...> Проблему создает существующее противоречие между необходимым — западным по сути — типом социальных практик и доминирующим в России восточным типом личности. <...> Осмыслению данного противоречия и выработке путей его разрешения посвящена статья. <...> Мировоззренческой основой института прав человека выступают зародившиеся в глубине веков гуманистические идеи, их воплощение в борьбе с бесправием личности, против насилия и угнетения. <...> Другое дело, что в современной России, состоящей из вестернизированного меньшинства и традиционалистского большинства, наблюдается как искажение западных характеристик, так и трансформация традиционализма в квазитрадиционализм. <...> Авторская позиция связывает проблему не только и не столько с доминированием в современной России традиционалистского типа личности, сколько с его ослаблением и искажением. <...> Теория институциональных матриц, также послужившая методологической основой анализа, позволила сформулировать вывод о закономерности целенаправленного и активного внедрения в России института прав человека. <...> Его современный европейский вариант отражает ценности не индивидуализма, но персоноцентризма, переходит от стадии либерализации и демократизации к стадии социализации. <...> Вследствие этого способы институционализации прав человека в нашей стране могут быть специфичны — этап либерализации прав можно пройти, во-первых, «ускоренно», во-вторых, средствами не индивидуализации, но сотрудничества, при опоре не на выгоду, а на основе разделенных с другими людьми целей бытия. <...> При этом средствами развития данного <...>