Н. А. Добролюбов
Стихотворения Ивана Никитина
СПб. 1860.
Н. А. Добролюбов. Литературная критика
М., ГИХЛ, 1961
OCR Бычков М. Н.
Воронежский мещанин-поэт Никитин сделался известен читающей публике лет пять тому назад.
Первые из напечатанных им стихотворений были патриотические;1 потом вышла книжка его стихов,
изданная гр. Л. Толстым, и затем время от времени стали появляться стихотворения его в разных
журналах2. В 1858 году он издал поэму "Кулак", о которой мы говорили в свое время3. Теперь является
новое издание мелких стихотворений г. Никитина, пересмотренных и совершенно переделанных автором.
Это последнее, довольно странное обстоятельство не указано на обертке книжки, но мы сличали
большую часть стихотворений, попавших в нынешнее издание из старого, и нашли, что весьма немногие
пощажены от совершенной переделки. Нас это очень заняло и заставило вспомнить отзыв о воронежском
поэте, помещенный еще в "Современнике" 1856 года и имевший тот смысл, что для г. Никитина гораздо
важнее рифмованные строчки, нежели поэтическая мысль и чувство4. В самом деле, кому из лирических
поэтов, выражающих в стихах истинные свои чувства и впечатления, может прийти в голову -- через тричетыре
года переправлять свои стихи таким образом, чтобы в них изменились рифмы и фразы, стих из
одного куплета перешел в другой, из двух стихов составился один и т. п.,-- и все это без всякой
внутренней необходимости, просто по требованию уха! Мы слыхали, что таким образом выглаживался
слог в ораторских речах прежнего времени, особенно в патетической части; но в поэтических
произведениях мы привыкли видеть другое, особенно в лирике. В лирическом стихотворении
выражается непосредственное чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни, и
главное дело здесь не в самом чувствовании, не в пассивном восприятии, а во внутренней реакции тому
впечатлению, которое получается извне. Чувствовать наслаждение прекрасным видом, свежим весенним
утром, вечерней прогулкой вдвоем и пр. и пр. могут очень многие; но немногие умеют эти впечатления
поймать в душе своей и выразить так, чтобы дать их и другим почувствовать. В этом-то уменье овладеть
внешним впечатлением и воспроизвести его в звуках -- и состоит существенная сила лирического
таланта. Поэтому стремление к изящному, точному и полному выражению чувства необходимо является
в душе поэта в самую минуту создания; он не остается удовлетворенным, ежели его стих вял, растянут,
неопределен, словом -- если плохо выражает то, что хотел поэт выразить. Оттого-то истинный поэт
работает над стихотворением, пока еще свежо и живо впечатление, вызвавшее стихи. Если стихи не
удадутся сразу, поэт может к ним воротиться через несколько лет и тогда уже напишет нечто другое; но
если раз он кончил пьесу, остался ею доволен, напечатал, то, наверное, впоследствии он не станет
педантически придираться к каждой неполной рифме, к каждой не совсем ловко улегшейся стопе и
подогревать свое вдохновение на новые, более удачные обороты. Бывают случаи, что поэты, вследствие
повторения впечатлений или вследствие продолжительных размышлений, более полно и глубоко
охватывают предмет, находят новые краски, новые звуки и тогда переделывают стихотворения, прежде
написанные. Но это бывает в случаях особенных и все-таки делается не так, как у г. Никитина, у
которого перемены в стихах решительно ничего не означают, кроме упражнения в версификации.
Возьмем для примера по нескольку стихов из разных стихотворений. Вот, например, стихи прежнего
издания:
Полно спать тебе, степь, под туманом:
Зимы-матушки кончился срок;
С юга гости летят караваном,
Настает весны теплый денек.
Уберись, как невеста, цветами
И умой лицо первым дождем,
Грудь накрой травы новой шелками,
Изукрасься росы жемчугом5.
Стр.1