ВЕРШИНЫ ДУХА УДК 128 А.Ф. Киселев, Российская академия образования В.В. Розанов о мнимых и подлинных целях жизни Статья вторая ПРИВНЕСЕННОЕ И ПЕРВОЗДАННОЕ В.В. <...> Розанов пишет о том, что при выборе счастья как цели жизни не учитывается природа человека. <...> В расчет берутся только его ощущения удовольствия или страдания. <...> При этом природа человека подразумевается как нечто постоянное. <...> В.В. Розанов предлагает понять человека как «систему ожиданий», а то, что вскроется в этой «системе», и есть сущностное, одинаковая для всех цель жизни. <...> Она заключается в реализации потенции первозданного, а не в © Киселев А.Ф., 2016 40 хаосе житейских целей. <...> Стремление к первозданному и постоянному находится в человеке в зародыше, который может развиваться, а может и засохнуть. <...> Физиология человека не имеет отношения к цели его жизни. <...> Она лишь опора бытия, необходимое условие существования индивида и не дает ответа на вопрос «Для чего жить? <...> ». В глубинах человеческого организма гнездится связанный с ним, «как корень с питающей почвой», дух человека. <...> Он есть потенция, синтез способностей и стремлений, «которые лишь путем взаимодействия с внешними предметами обнаруживают себя и в этом взаимодействии преобразуются, раскрываются. <...> Ясно, что соотношение с целью, если она есть у человека, имеет именно эта сторона его сложной природы». <...> Человеческий дух устремлен в будущее, вечно обновляется, руководит действиями и стремлениями человека. <...> Он может быть понят «как истинная идея цели, как ее замысел», но замысел смутный, неопределенный для ее носителя. <...> Он раскрывается в процессе исторической жизни человечества, в которую вплетена и личная жизнь индивидов. <...> Однако конкретный образ этой цели, – пишет В.В. Розанов, – «до последнего усилия человека в истории останется от него скрыт, потому что знание этого образа стеснило бы чрезмерно его свободу, не оставило бы ему ничего выбирать, ни над чем задумываться, но лишь делать, исполнять пассивно <...>