А. Дмитриева
Добролюбов - литературный критик
Н. А. Добролюбов. Литературная критика
М., ГИХЛ, 1961
OCR Бычков М. Н.
Литературная деятельность Н. А. Добролюбова, продолжавшаяся всего около пяти лет, относится
к годам предреформенной борьбы и возникновения в России революционной ситуации, когда лучшие
люди страны -- революционные демократы боролись за то, чтобы крестьянская революция осуществилась.
Этим прежде всего объясняются характер и направление литературно-критической работы Добролюбова.
Осмысление литературных явлений той поры, анализ лучших, ставших впоследствии классическими
произведений, отповедь идейным противникам -- все это было теснейшим образом связано у
Добролюбова-критика с задачами "дня", современной борьбы, подчинено этим задачам, все пронизано
единым стремлением -- разбудить революционное сознание народа.
I
Самодержавно-крепостнический гнет был доведен до предела в конце царствования Николая I.
Поражение в Крымской войне показало всю гнилость царского строя, экономическую отсталость России.
Бесконечные рекрутские наборы, развал торговли и экономики привели к усилению эксплуатации
крестьян, которые все чаще бунтовали против помещиков, требуя землю и волю. Революционные
демократы, выражая интересы широких крестьянских масс, ставили своей целью поднять народ на
организованную борьбу против самодержавия и крепостничества.
Напряженность классовой борьбы способствовала быстрому идейному формированию лучших
людей России. Добролюбов, сын нижегородского священника, воспитанный в послушании и уважении ко
всяческим авторитетам, напичканный семинарской премудростью, в поразительно короткий срок
становится убежденным атеистом, материалистом, непримиримым врагом угнетения и произвола, в каких
бы формах они ни проявлялись.
Студент Главного педагогического института Добролюбов внимательно следит за событиями в
стране, всюду стремясь "дойти до корня". Вокруг него собирается кружок передовых студентов. Они
ведут горячие споры о России, о ее будущем, готовят себя к борьбе за ее свободу. Добролюбов не только
усваивает достижения передовой мысли того времени, но идет дальше, безбоязненно срывая покровы со
всяческих идолов, не прельщаясь никакими иллюзиями. Уже в эти студенческие годы он видит
неизбежность революции в России, считая ее единственным путем освобождения от оков экономического
и политического рабства.
Когда после смерти Николая I либеральное общество захлестнули весенние ожидания и надежды,
Добролюбов был одним из немногих в то время людей, кто сохранил беспощадную трезвость взгляда,
революционную целеустремленность. Об этом ярко свидетельствует его "Ода на смерть Николая II, где он
писал:
Один тиран исчез, другой надел корону,
И тяготеет вновь тиранство над страной.
Об этом свидетельствует и его письмо, написанное в связи со смертью Николая I, которое, как
небо от земли, отличается даже от самых решительных высказываний либералов на эту тему.
Либерал К. Д. Кавелин писал Т. Н. Грановскому о смерти Николая I: "Калмыцкий полубог,
прошедший ураганом и бичом, и катком, и терпугом по русскому государству в течение 30-ти лет,
вырезавший лица у мысли, погубивший тысячи характеров и умов, истративший беспутно на побрякушки
самовластья и тщеславия больше денег, чем все предыдущие царствования, начиная с Петра I,-- это
исчадие мундирного просвещения и гнуснейшей стороны русской натуры -- околел, наконец, и это сущая
правда! До сих пор как-то не верится! Думаешь, неужели это не сон, а быль?" {"Литературное
наследство", No 67, стр. 607.} Но тут же он говорит о надеждах в просвещенных кругах на нового царя и о
своих собственных надеждах: "Если новый царь не станет биться в своей клетке, как яростный тигр, ища
Стр.1