«Основы православной культуры в школе» ¹ 3/ 2015 ХРАМЫ ИВАНА ВЕЛИКОГО Наталья и Григорий Емельяновы В ремена меняются, и архитектура, как самое монументальное и осязаемое отражение времени, меняется вместе с ними. <...> Эпоха Ивана III стала решающим периодом нашей истории. <...> Родившийся на Куликовом поле генетический код русского человека, национально русского, без уточняющего деления на «московских», «владимирских», «рязанских», и прочая, и прочая — искал своего воплощения в создании национального государства. <...> Эпоха Ивана III стала началом развития общерусского зодчества, сменившего конгломерат региональных школ. <...> Дело в том, что на рубеж XV–XVI веков приш¸лся всплеск «идеологической борьбы» Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, основателей движений, соответственно, нестяжателей и иосифлян. <...> Древо преемственности выглядит так: с одной стороны, Сергий — Кирилл Белозерский — игумен Кассиан — Нил Сорский; с другой стороны, Сергий — Никита Серпуховской — Пафнутий Боровский — Иосиф Волоцкий. <...> Как хороший психолог, Иосиф Волоцкий понимал, что внешняя, зримая сторона культа играет в этом деле далеко не последнюю роль, становясь то ли визитной карточкой, то ли рекламной кампанией Церкви. <...> Немудрено, что Иосиф Волоцкий столь восторженно принял главный храм, построенный при Иване III — величественный Успенский собор Московского Кремля. <...> Немудрено также, что Иван III столь благосклонно принял иосифлян — явленное в камне величие православной церкви должно было подчеркнуть величие рождающейся Державы. <...> Реализовать идею поручили итальянскому зодчему Фиорованти, прозванному Аристотелем «ради хитрости его художества». <...> По котловану, кстати, русские современники Фиорованти примерно определили, что именно он хочет построить, и немало удивились («обложи же церковь продолговату палатным образом»). <...> Так или иначе, уже на этапе строительства фундамента весь замысел пришлось «Основы православной культуры в школе» ¹ 3/ 2015 Храмы <...>