134–142 ЭНЕРГЕТИКА УДК 621.431 Методика оценки технико-экономической эффективности когенерационных установок на базе ДВС с воздушным охлаждением* П. <...> Карла Маркса, 20, Новосибирский государственный технический университет, доктор технических наук, профессор. <...> Карла Маркса, 20, Новосибирский государственный технический университет, доктор технических наук, профессор. <...> Е-mail: sinelnikovden@hotmail.com В статье рассмотрены возможности работы генераторов электрического тока на базе двигателей внутреннего сгорания с воздушным охлаждением в условиях когенерации, когда с отпуском электроэнергии обеспечивают отпуск теплоты. <...> Такие установки, как правило, выполняются на основе карбюраторных двигателей внутреннего сгорания (то есть в качестве топлива используют бензин), могут применяться в быту профессиональными строителями, геологами, военными и спасателями в зоне чрезвычайных ситуаций, на территориях с отсутствием инфраструктуры. <...> Предложены основные положения методики оценки техникоэкономической эффективности когенерационных установок на базе ДВС с воздушным охлаждением. <...> Сформулированы условия определения эффекта, которые заключаются в приведении сравниваемых вариантов к одинаковому энергетическому эффекту по отпуску продукции. <...> В качестве вариантов сравнения необходимо рассматривать обеспечение электроэнергией от бензогенератора, а теплотой – от тепловой пушки, которая, в свою очередь, в качестве первичного энергоносителя может использовать газ, жидкое топливо или электроэнергию. <...> Представлены принципиальные схемы реализации когенерации в условиях приведения к одинаковому энергетическому эффекту. <...> Показано изменение эффективности теплоэнергетической установки в зависимости от отопительной нагрузки. <...> Также показано, что абсолютный расход топлива на номинальной нагрузке при когенерации находится на уровне ~700 г/час. <...> Показаны условия, при которых микроТЭС на базе ДВС с воздушным охлаждением и когенерацией <...>