УДК 159.9:796.01 ОПРОСНИК СПЛОЧЁННОСТИ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ Девишвили Важа Михайлович, кандидат биологических наук, доцент кафедры психофизиологии факультета психологии Московского государственного университета им. <...> 9, Москва, Россия, 125009; e-mail: vmdev@mail.ru Мдивани Марина Отаровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО (ПИ РАО); ул. <...> 4, Москва, Россия, 125009; e-mail: mmdivani@me.com Корнеев Игорь Сергеевич, психолог, советник по развитию детского спорта в муниципалитете Лефортово; проезд Завода «Серп и Молот», 10, Москва, Россия, 111250; e-mail: korneev2604@yandex.ru РЕЗЮМЕ Статья посвящена апробации методики для измерения сплочённости в спортивных командах (Group Environment Questionnaire, GEQ). <...> Эта методика была разработана на основе теоретической модели, рассматривающей сплочённость как многомерный конструкт. <...> Оригинал опросника содержит восемнадцать вопросов, которые позволяют определить четыре фактора и общий уровень сплочённости. <...> Group Environment Questionnaire пользуется популярностью и используется не только в спортивных командах, но и в других типах групп. <...> В переводе опросника на русский язык сохранены последовательность и направленность вопросов. <...> Русский вариант опросника прошёл психометрическую проверку и может быть использован в исследовательских целях. <...> В статье также приводятся данные о гендерных и возрастных различиях применения описанного опросника. <...> Ключевые слова: сплочённость команды; факторы сплочённости; субъективная оценка сплочённости; возраст игроков; гендерные различия. <...> Потребность принадлежать к группе — один из основных мотивов человеческого поведения, и групповая динамика продолжает привлекать внимание исследователей со времён Курта Левина. <...> Рассмотрение такого феномена групповой динамики, как сплочённость, приобретает особенную важность для тех групп, где значимую роль играет эффективность совместной деятельности. <...> Метод диагностики уровня сплочённости группы зависит <...>