АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ Acmeology of great personalities УДК 37.03; 37.06; 159.99 НА ВОПРОСЫ ЖИЗНИ ОТВЕЧАЕТ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ — ВЕЛИКИЙ ХИРУРГ И ВЛАСТИТЕЛЬ ДУШ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ Соловьёва Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. <...> 52@mail.ru РЕЗЮМЕ Приоритет воспитания и образования молодого поколения — давняя традиция российского общества. <...> Успешный пример тому — жизнь и профессиональная карьера Николая Ивановича Пирогова (1810–1881), который постоянно задавал себе жизненные вопросы и отвечал на них. <...> Акмеологические факторы и условия, предопределившие состоятельность учёного, — это семья, учителя, образовательная среда, в том числе академическая, и многое другое. <...> Гений русской науки дал нам ответы на вопросы — какими должны быть средства обучения, какой тип поведения детерминирован состоянием общественного сознания. <...> Николай Иванович даёт рекомендации преподавателям, учёным, студентам об организации университетской жизни, высказывает суждения о роли женщин в судьбах мира. <...> Наконец, о том, что является итогом жизни, что остаётся людям. <...> Ключевые слова: средства обучения, эстетика жизни, средообразование в жизни учёного. <...> «Вопросы жизни» — вечевой колокол для поднятия самого важного вопроса — о воспитании. <...> Филонов В истории педагогической мысли России есть три столпа, по своему величию достойные друг друга, — Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. <...> «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нём не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа — „вопрос жизни“, и действительно, это не только вопрос жизни, но величайший вопрос человеческого духа», — утверждал <...>