МАКАРЕНКОВСКАЯ ЛОГИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ И ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ И. <...> ГЛИКМАН Невиданная эффективность макаренковского подхода к воспитанию давно уже побуждает многих педагогов — практиков и теоретиков — доискиваться его главного отличия от тех, что применялись до него. <...> В ч¸м же состояло это главное отличие выдающегося педагога XX века? <...> В поисках истины автор отвечает на этот вопрос. <...> ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ МАКАРЕНКО Одни исследователи отмечают, что Макаренко воспитывал в коллективе. <...> Но использовать коллектив в воспитании детей пытались многие известные педагоги начала XX века, однако такого результата не удавалось достичь никому. <...> Вот если бы вместо уч¸бы или параллельно с ней включить детей в различные занятия, то дело пойд¸т лучше! <...> Ведь у А.С. Макаренко дети действительно ежедневно работали. <...> Третьи полагают, что главное отличие состоит в сочетании высокой требовательности к детям с огромным уважением к ним, которое было характерно для всего стиля воспитания в учреждениях А.С. Макаренко. <...> Все эти мнения выделяют важные стороны макаренковского подхода. <...> И массовая организация оплачиваемого труда, и новое построение коллектива с разновозрастными и сводными отрядами, и реально действующее ответственное самоуправление, и использование перспектив и многое другое — вс¸ это новаторски создавалось и прекрасно работало в колонии и коммуне Макаренко. <...> Однако из суммы всех этих и других содержательных и методических средств Макаренко нельзя собрать современную 13 Управление и проектирование (21—63) КОНЦЕПЦИИ И СИСТЕМЫ методику воспитания, если мы не определим главное отличие макаренковской методики воспитания от домакаренковской. <...> Домакаренковская психолого-педагогическая концепция исходила из того, что поведением человека управляет его сознание. <...> Поскольку воспитание озабочено подготовкой детей к жизни в культурном обществе, считалось, что оно должно обогащать знания детей <...>