2 ГИГИЕНИЧЕСКИЙ И МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» Роспотребнадзора, 420061, г. Казань; 2ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России, 420012, г. Казань С целью изучения динамики состояния воздушной среды в учебной комнате в течение дня и поведения школьников при возникновении воздушно-капельных инфекций было проведено комплексное исследование в одной из гимназий г. Казани с использованием гигиенических, микробиологических и масс-спектрометрических методов. <...> Обнаружено повышение общей микробной обсемененности воздуха учебной комнаты в течение учебного дня при отсутствии проветривания, а также при проведении несквозного проветривания с уменьшением времени экспозиции. <...> Показано увеличение видового разнообразия микробиоценозов воздушной среды в течение учебного дня за счет условно-патогенной и патогенной микрофлоры верхних дыхательных путей и кожи при нарушении режима проветривания. <...> Поведение школьников в период эпидемий гриппа и ОРВИ (самолечение, отказ от вакцинации, ношения одноразовых масок, несоблюдение постельного режима и прочее) свидетельствует об их недостаточной санитарной грамотности и способствует распространению вышеуказанных инфекций. <...> Результаты исследований указывают на необходимость санитарно-эпидемиологического контроля микрофлоры воздуха учебных классов образовательного учреждения и разработки новых методических подходов с использованием современных методов (секвенирования, массспектрометрии) к оценке воздушных микробиоценозов в закрытых помещениях, продиктованную возрастающим влиянием этого фактора окружающей среды на здоровье населения, особенно детей и подростков, и обусловливающую усиление направленности профилактических мероприятий на снижение рисков развития заболеваний дыхательных системы. <...> Гигиенический и микробиологический <...>