Алексей Балакин, Михаил Велижев
Новые стихотворения И.И. Дмитриева. <...> Опубликовано в журнале:
"НЛО" 2007, No 86
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1810-1820-х ГОДОВ: НОВЫЕ АРХИВНЫЕ НАХОДКИ
В преамбуле к обширной публикации дмитриевского эпистолярия в сборнике "Письма русских
писателей XVIII века" В.Э. Вацуро отмечал: "Принято считать, что литературный путь Дмитриева
оканчивается с выходом "Сочинений и переводов" (1803--1805) и что последние четверть века он
проводит в Москве в "праздности благородной", "поклоняемый и славимый", благосклонно принимая
знаки уважения и развлекая гостей мастерскими рассказами о временах Екатерины и Павла. <...> Проблема
литературной позиции Дмитриева в XIX в. молчаливо считается проблемой периферийной... <...> 1
В 1820--1830-е годы Дмитриев -- вместе с Карамзиным -- служит персонифицированной эмблемой
уже ушедшей, блистательной эпохи русской литературы. <...> Несмотря на возникающие временами споры о
его поэтическом статусе (главным образом вокруг вышедшей в 1826 году книги "Апологи в
четверостишиях"), за Дмитриевым прочно укрепилась репутация "действительного поэта первого класса,
уволенного в отставку по собственному прошению"2. <...> Особенность позднейшей фазы его литературной
карьеры заключается в методах, которыми он поддерживал свою репутацию "первоклассного" поэта. <...> Если
Державин до конца своей жизни публиковал стихи, а Карамзин -- занимался русской историей, то
Дмитриев, как принято считать, в течение более чем двадцати лет "молчал", выступая в роли "поэта, не
пишущего стихов". <...> Современникам почти не был известен "поздний"
Дмитриев, ведь после выпущенного в 1823 году шестого издания "Сочинений" за его полной подписью в
печати появилось лишь два новых стихотворения: мадригал польской пианистке Марии Шимановской в
составе большой публикации стихов из ее альбома3 и послание "Василию Андреевичу Жуковскому, по
случаю получения от него двух стихотворений "На взятие <...>
Алексей_Балакин,_Михаил_Велижев._Новые_стихотворения_И.И._Дмитриева._I._На_кончину_А.Л.П....pdf
Алексей Балакин, Михаил Велижев
Новые стихотворения И.И. Дмитриева. I. "На кончину А.Л.П..."
Опубликовано в журнале:
"НЛО" 2007, No 86
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1810-1820-х ГОДОВ: НОВЫЕ АРХИВНЫЕ НАХОДКИ
В преамбуле к обширной публикации дмитриевского эпистолярия в сборнике "Письма русских
писателей XVIII века" В.Э. Вацуро отмечал: "Принято считать, что литературный путь Дмитриева
оканчивается с выходом "Сочинений и переводов" (1803--1805) и что последние четверть века он
проводит в Москве в "праздности благородной", "поклоняемый и славимый", благосклонно принимая
знаки уважения и развлекая гостей мастерскими рассказами о временах Екатерины и Павла. Проблема
литературной позиции Дмитриева в XIX в. молчаливо считается проблемой периферийной..."1
В 1820--1830-е годы Дмитриев -- вместе с Карамзиным -- служит персонифицированной эмблемой
уже ушедшей, блистательной эпохи русской литературы. Несмотря на возникающие временами споры о
его поэтическом статусе (главным образом вокруг вышедшей в 1826 году книги "Апологи в
четверостишиях"), за Дмитриевым прочно укрепилась репутация "действительного поэта первого класса,
уволенного в отставку по собственному прошению"2. Особенность позднейшей фазы его литературной
карьеры заключается в методах, которыми он поддерживал свою репутацию "первоклассного" поэта. Если
Державин до конца своей жизни публиковал стихи, а Карамзин -- занимался русской историей, то
Дмитриев, как принято считать, в течение более чем двадцати лет "молчал", выступая в роли "поэта, не
пишущего стихов".
Эта точка зрения имела свои основания. Современникам почти не был известен "поздний"
Дмитриев, ведь после выпущенного в 1823 году шестого издания "Сочинений" за его полной подписью в
печати появилось лишь два новых стихотворения: мадригал польской пианистке Марии Шимановской в
составе большой публикации стихов из ее альбома3 и послание "Василию Андреевичу Жуковскому, по
случаю получения от него двух стихотворений "На взятие Варшавы""4. Упомянутая выше книга "Апологи
в четверостишиях" вышла анонимно (как и предшествовавшие журнальные публикации вошедших в нее
стихов5), хотя ее авторство не было тайной для современников. Секретом полишинеля было и авторство
послания "В.В. И<змайлову>"6, так как вслед за ним было помещено стихотворение Измайлова "И.И.
Д<митриеву>. В ответ на его стихи". Это все, что мог знать о творчестве Дмитриева второй половины
1820--1830-х годов далекий от литературных кругов человек7. Еще несколько стихотворений было
опубликовано без подписи, причем авторство их так тщательно скрывалось, что некоторые из них были
атрибутированы Дмитриеву лишь в самое последнее время8. В целом же его поэтическая деятельность в
эти годы оставляет впечатление фрагментарности, опубликованные стихи не складываются в единую
группу текстов, способную составить отдел собрания стихотворений. Выбранная Дмитриевым стратегия
была направлена прежде всего на поддержание своей литературной репутации, сформировавшейся к
началу 1820-х годов и колебавшейся между двумя смысловыми полюсами, двумя противоположными
амплуа -- "русского образцового поэта" и "государственного чиновника / поэта-дилетанта" (или вообще не
поэта)9.
С одной стороны, с 1810 по 1818 год выходят три издания его сочинений, именно в 1810-е годы в
дружественной Дмитриеву критике, вероятно, не без его одобрения, получает обоснование представление
о нем как о живом классике, последнем после смерти Державина. При этом "классичность" получала свою
легитимацию не через публикацию новых стихов, а с помощью регулярного переиздания старых. Важной
формой бытования текстов Дмитриева, написанных в разное время, становится перепечатка их в
исправленном виде в собраниях его сочинений и многочисленных сборниках "образцовых" русских
стихотворений. С другой стороны, в автобиографических записках, создававшихся в 1823--1825 годах10,
Дмитриев обосновал иную точку зрения на свое творчество: он отказался от звания "поэта" и объявил
государственную службу важнейшим и единственным содержанием собственной биографии11.
Сетования Дмитриева на оскудение своего таланта участились в 1823 году, когда его поэтическая
Стр.1