ученые записки сПбГиПср исследования в области социальной педагогики ятнее наступления кризиса (необходимость и невозможность осуществить изменения). эволюционно развивающееся общество хаЛЕБЕДЕВА СВЕтЛАНА СОЛОМОНОВНА доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и социальных наук СПбГИПСР СОцИАЛьНО-ОБРАЗОВАтЕЛьНый ПОтЕНцИАЛ ЛИц ПОЖИЛОГО ВОЗРАСтА И ЕГО УЧЕт ПРИ СОЗДАНИИ ПРОГРАММ ОБУЧАЮЩЕГОСя СООБЩЕСтВА аннотациЯ. в статье анализируются проблемы лиц пожилого возраста в современных условиях, указывается на использование потенциала пожилых людей в целях развития общества и государства; раскрываются перспективы работы с пожилыми в контексте идей обучающегося сообщества. клЮчевЫе слова: лица пожилого возраста, обучающееся общество, межпоколенческие отношения, социокультурные и образовательные программы, потенциал, геронтокультура. реализация гуманистических ценностей и идей культуры старения связана с успешным протеканием адаптационных процессов различных поколенческих общностей. в период социальных переломов особенно остро стоит вопрос о включении механизмов, ответственных за приспособление различных поколений в условиях радикальных трансформаций сложившихся устоев жизни. учет прошлого опыта при этом чрезвычайно актуален. на современном этапе развития общества в связи с удлинением сроков жизни населения пересматривается социокультурная модель возрастов и социальных периодов. возникает необходимость в изучении роли различных поколений в динамике прогрессивных изменений, их места в производстве общественного продукта, развитии форм взаимоотношений, которые могут объединять людей разных поколений. в то же время использование созидательного потенциала пожилых людей не только связано с получением социально-экономических и социокультурных эффектов, но и с возможностью повышения качества жизни этой социальной группы и общества в целом <...>