Образование как социальная система и сфера социальной практики1 Николай Русланович Сидоров, руководитель структурного подразделения ГБОУ СОШ № 1494 города Москвы, кандидат психологических наук • философия образования • субъекты деятельности в сфере образования: государство, гражданское общество, индивиды • политико-социальная модель образования • образование как социальная система • Рассмотрение сферы образования как социальной системы позволяет достичь более полного и более глубокого понимания реальности, поскольку потребует, во-первых, указания на системообразующие факторы; во-вторых, учёта всех связей образования и всех его взаимодействий с «внешним миром»; в-третьих, описания структуры самой сферы образования, её элементов и их функциональных связей. <...> Сразу же надо оговориться, что термины «сфера образования» и «внешний мир» ни в коем случае не предполагают наличия непроницаемой мембраны между образованием и остальным миром. <...> Кроме того, рассмотрение образования как системы открывает для нас возможность использовать положения, выработанные в синергетике и теории функциональных систем. <...> Системный подход позволяет проводить уровневый анализ реальности, так как полагает одно и то же «нечто» и как систему (как целое), и как совокупность неких элементов (подсистем), и как элемент системы более высокого порядка. <...> Точно так же понимание образования как сферы социальной практики позволяет нам опираться на положения, сформулированные А.Н. Леонтьевым в теории деятельности, — продуктивной философской концепции2. <...> Леонтьева постулирует ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1’2015 наличие субъекта деятельности и, вместе с тем, присущность ему потребностей, побуждающих его активность. <...> Итак, становление отечественного народного образования как системы происходило очень долго — около ста лет: от петровских навигацких школ до реформ Александра I. <...> Екатерина II сформулировала проблему просвещения и народного <...>