ВОЗРАСТНАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ Марина Руслановна Мирошкина, заведущая лабораторией психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», доктор педагогических наук marinamiroshkina@yandex.ru • самоорганизация • возрастная самоорганизация • образовательная самоорганизация • социальная самоорганизация • педагогика самоорганизации • воспитательная программа «Шанс» В предыдущих публикациях1 мы подробно останавливались на нашем понимании самоорганизации как процесса преобразования субъективной неопределённости в определённость, а также спонтанного образования малых неформальных социумов (групп, объединений, формирований, обществ, команд), источником которого является фактор-импульс, сущностью — эффективные совместные взаимодействия для преодоления неопределённости, а основой существования — социальные взаимодействия или межличностная коммуникация; на понимании её проявлениях в различных социальных институтах; сущности «педагогики самоорганизации» как методологического принципа педагогической деятельности в условиях неопределённости и рисков современного мира. <...> Размышляя далее, мы задаёмся новыми вопросами: способность к самоорганизации — генетическая данность или продукт личностного становления? <...> Если данность, тогда возникает вывод об определённой селекции, определяющей тех, кто может самоорганизовываться и организовывать других и тех, кого можно только организовать. <...> Если это результат развития, тогда работает логика развития ребёнка Л.С. Выготского: «.новые, специфические для человека свойства и образования… возникают по законам развития, т.е. не вносятся извне, неожиданно, независимо от ребёнка, не падают с неба, не создаются какой-то витальной силой, которая в определённый срок диктует их появление, и что их появление должно быть обязательно исторически подготовлено <...>