СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕЁ ПЕРЕХОДНЫЕ СОСТОЯНИЯ Вячеслав Александрович Рязанов, старший преподаватель Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Кемерово), vyacheslaw.ryazanov@yandex.ru • организационная структура учебного процесса • стадии развития учебного процесса • переходные состояния организационной структуры учебного процесса Идею развития организационной структуры учебного процесса впервые высказал В.К. Дьяченко [1]. <...> Изучая материальную природу обучения, он, следуя методологии диалектического материализма, принципу историзма, обнаружил, что обучение представляет собой специальным образом организованное речевое взаимодействие (общение) между людьми и что процесс этого взаимодействия, его материальный механизм не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, не способным к существенным, качественным изменениям. <...> Эти изменения, по мнению учёного, носят закономерный характер, а весь процесс исторического развития обучения складывается из определённых последовательных стадий, охватывающих прошлое, настоящее и будущее. <...> В.К. Дьяченко выделил три основные стадии (формации), каждая из которых характеризуется не только составом, но и относительным значением той или другой организационной формы обучения. <...> Первый исторический этап, длительность которого измеряется тысячелетиями, был условно назван периодом индивидуального способа обучения (ИСО), поскольку учитель обучал каждого из своих немногочисленных учеников в индивидуальном порядке. <...> При этом системообразующую функцию выполняла парная форма обучения (учитель – ученик). <...> Вспомогательную роль играла индивидуально-обособленная работа ученика (в основном с книгой). <...> Отсюда и название следующего общественно-исторического способа обучения – групповой (ГСО), при этом его организационная структура включала в себя групповую форму наряду <...>