МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ ШКОЛЬНИКОВ Дмитрий Александрович Донцов, доцент кафедры социальной и общей психологии ФГБОУ ВО “Российский государственный социальный университет”, кандидат психологических наук, доцент, dontsov-junior@bk.ru. <...> Наталья Юрьевна Драчёва, директор МБОУ «Одинцовская гимназия № 11» Светлана Викторовна Власова, заместитель директора МБОУ «Одинцовская гимназия № 11» по учебно-воспитательной работе • сбор информации • социальная выборка • социометрия • социально-психологическое исследование • методический инструментарий Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, осуществляющийся с целью установления в поведении и деятельности людей определённых закономерностей, обусловленных фактом вхождения этих людей в социальные группы. <...> Также в социальной психологии исследуется специфика социально-психологических характеристик групп, понимаемых в качестве игровых, учебных, трудовых (производственных) объединений людей. <...> Эмпирическая база (социальная выборка) социально-психологического исследования — это группы людей (прежде всего — малые группы), понимаемые как совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной общности, — от 2 до 40 человек. <...> Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия». <...> Методы сбора информации: наблюдение, изучение разнообразных документов, контент-анализ (исследование разных информационных источников), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространён социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный). <...> Наблюдение в социальной психологии — это метод сбора информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений: фактов поведения <...>