ФРЕЙМОВАЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА» УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ Даглар Мамедярович Мамедяров, директор МКОУ «Митаги — Казмалярская СОШ», «Социально-педагогический институт», кандидат педагогических наук, г. Дербент • фрейм • аналогия • треугольные и пирамидальные числа В современной школе первостепенное значение отводится задаче развития у учащихся творческого мышления. <...> Одним из способов развития творческого мышления является исследовательская деятельность. <...> Одним из эффективных способов развития исследовательских умений является фреймовая форма организации познавательной деятельности учащихся. <...> Фрейм (в переводе с английского — рама) означает консолидацию разнородной информации, имеющей центром то или иное Треугольник Паскаля Бином Ньютона реальное явление, действие, событие, ситуацию, воспринятую психикой в ограниченных рамках пространства и времени. <...> Фреймовая «исследовательская работа» заключается в сборе и структурировании информации о центральном объекте и его окружении. <...> Основной задачей фреймовой «исследовательской работы» является вовлечение учащихся в самостоятельный поиск по добыче нового знания. <...> Так, например, можно изобразить фрейм, центром которого являются треугольные числа (рис. <...> Треугольные числа третьего порядка Пирамидальные числа 5-угольные числа Неопределенные уравнения Треугольные числа 6-угольные числа Суммирование числовых рядов Размещения Перестановки Сочетания Рис. <...> 2 Заштрихованная часть означает общность некоторых свойств, связывающая центр фрейма (в данном случае центральный объект — треугольник) с периферийными элементами фрейма (расширение и фон фрейма). <...> Фреймовую «исследовательскую работу» можно проводить на любом другом материале, то есть центром может быть любой объект или теорема. <...> Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать и управлять познавательной деятельностью учащихся. <...> То <...>