КАК РАЗВИВАТЬ ДИАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Мария Павловна Воюшина, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, доктор педагогических наук, профессор • диалогическое мышление • виды диалога • методика начального образования • младший школьник Идея диалога как способа мышления, способа познания стала в XX веке основополагающей для развития науки и искусства, а в веке XXI идея диалога становится стратегической для развития образования, поскольку очевидно, что не только человеческая мысль, но и мир — поликультурный, многополярный — может развиваться только в условиях диалога. <...> Среди множества задач, которые предстоит решить современной школе, одна из основных — развитие диалогического мышления школьника, обучение разным видам диалога. <...> В рамках статьи рассмотрим, как решается задача развития диалогического мышления на уроках литературного чтения по учебнометодическому комплекту «Диалог». <...> Диалог в учебно-методическом комплекте трактуется как взаимодействие различных позиций, представлений, идей, образов, языков наук и искусств, точек зрения, направленное на достижение взаимопонимания и взаимообогащения участников диалога, как способ познания мира, освоения духовных ценностей, способ самоопределения, позволяющий человеку научиться жить в условиях многообразия культур, типов сознаний, взглядов. <...> На уроках литературного чтения ребёнок вступает в диалог участников образовательного процесса, диалог с искусством и диалог искусств, диалог учебШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 1’2016 ных дисциплин, диалог художественных произведений. <...> Диалог участников образовательного процесса рассматривается как форма общения ученика и учителя, учеников друг с другом, ученика и родителей. <...> Этот вид диалога ближе всего к лингвистическому толкованию термина «диалог» (разговор <...>