ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА УДК 340.12 Вопросы правообразования в социолого-правовой концепции Леона Дюги В.В. <...> Пужаев, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (Национального исследовательского университета) Россия, Нижний Новгород notionn@mail.ru Исследуются теоретические взгляды на проблему понимания правообразовательных процессов известного французского правоведа XX века, основоположника правового солидаризма — Леона Дюги. <...> Раскрываются некоторые методологические и содержательные особенности эмпирико-социального реализма Дюги; анализируются его представления о путях внешнего нормативного проявления объективного права, о механизме формирования социальной правовой нормы и соотношении в контексте указанной проблемы права и государства. <...> Особую ценность в русле исследования обозначенных вопросов имеют работы представителей социологической юриспруденции, явившей собой на рубеже XIX—XX вв. новое и весьма оригинальное направление научных поисков, так или иначе связывающих право с контекстным моментом его исторического генезиса и эволюции. <...> В рамках данной статьи мы решили обратиться к анализу творческого наследия по вопросам понимания правообразовательных процессов одного из «столпов» западноевропейской социолого-правовой мысли XX века, основоположника теории правового солидаризма, профессора, а затем и декана юридического факультета университета г. Бордо — Леона Дюги (1859—1928)1. <...> В этой связи французский профессор убедительно показывает, что этатистский позитивизм по различным причинам оказался неспособен осуществить действенное лимитирование государства правом. <...> Критически восприняв зародившуюся в недрах немецкой правовой доктрины теорию самоограничения государства собственными юридическими установ1 Заметим, что актуальность политико-правовой мысли Дюги в современных <...>