В. Л. Западов
Поэтический путь Державина
---------------------------------------------------------------------------Державин
Г. Р. Стихотворения / Вступ. ст. и прим. В. А. Западова.
М.: Правда, 1983.
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Гаврила
Романович Державин (1743-1816) прожил долгую и сложную жизнь,
полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор
с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым
солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII
столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин-чиновник, статс-секретарь,
сенатор, министр, а Державин-поэт.
Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский
поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом
русским, национальным, - русским не только по языку, но, главное, - по
мышлению, "филозофии", как говорил он сам. Истоки "русского склада" ума и
творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его
формирование как человека и художника
Для поэзии 1760-х-начала 1770-х годов характерен пристальный интерес к
национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить
сильнейшее влияние песен А. П. Сумарокова, виднейшего лирического поэта
середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций
под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие
Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова,
творчество М. В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных
стихотворений, "Идиллия", Державин и отрекался начисто от "высокой" поэзии:
Не мышлю никогда за Пиндаром гоняться
И бурным вихрем вверх до солнца подыматься,
боясь, чтоб "в жару б не сгореть в полвека моего, не треснуть бы с огня", -
но, подтверждая это заявление своими песнями и другими стихотворениями
"легких" жанров, в то же самое время в ряде произведений он как раз и
поднимался "вверх до солнца" "бурным вихрем". Вместе с тем во многих одах
Державин ориентировался не на Ломоносова, а на Сумарокова с его открытой
публицистичностью.
Подобная ориентация на "образец" для поэта-классициста была необходима,
поскольку одним из основополагающих принципов теории и практики классицизма
был принцип "подражания образцам".
Следуя за Ломоносовым, молодой Державин старательно воспроизводит не
только программную учительность, но и самую форму од "образца", вводит
огромное число заимствований и прямых цитат из ломоносовских стихотворений.
Подражая же Сумарокову, Державин пишет резко публицистические произведения,
гораздо более оригинальные но форме, воспроизводит гражданственный стиль
"образца", но прямых заимствований из Сумарокова у него почти нет.
Различный подход Державина к проблеме подражания, поставленный в
зависимость от того, как решал эту проблему поэт, на которого в данном
произведении ориентировался Державин,
-
свидетельствует об осмысленности и осознанности его поисков,
такой подход определенно
о его
осведомленности в сущности литературно-теоретических споров эпохи. Однако
стихи первого периода творчества Державина в подавляющем большинстве не
отличаются высокими достоинствами: они
подражательно-традиционны, вялы и
тяжелы.
"Обрести самого себя" в помни Державину помогло сближение с "львовским
кружком" - группой молодых поэтов, композиторов, художников, связанных
дружескими отношениями и общностью поисков новых путей в литературе и
искусстве. В состав кружка входили такие известные впоследствии люди, как
поэты Н. А. Львов, М. Н. Муравьев, И. И. Хемницер, В. В. Капнист,
композиторы Ё. И. Фомин, Д. С. Борт-нянский, В. А. Пашкевич, художники Д. Г.
Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Близки кружку были Я. Б. Княжнин и Д. И.
Фонвизин; какие-то (доныне не раскрытые) отношения связывали с кружком А. Н.
равно как и
сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII веков, с которой Державин
был хорошо знаком.
Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало
Стр.1