4, 378 Проблема творчества и факторы его формирования в вузовской среде М. Ю. Кузьминов* В статье излагаются результаты эмпирического исследования, посвященного анализу факторов формирования креативных интеллектуальных сред в российских вузах. <...> Дифференцируются явные и латентные факторы формирования креативных сред, дается их количественная оценка и сопоставление по значимости. <...> Модернизация и инновационное развитие России в значительной степени зависят от наличия благоприятной среды формирования личностей с креативным потенциалом. <...> Частично оценить проблемы, связанные с созданием такой среды, и ее состояние позволяет исследование, проведенное Лабораторией социологических исследований Национального исследовательского университета «МЭИ» и посвященное состоянию креативной интеллектуальной среды в вузах. <...> В трех вузах Москвы был проведен опрос студентов и аспирантов преимущественно технических направлений подготовки методом углубленного интервью на основании формализованного сценария. <...> Всего опрошено 268 респондентов: — 50% — из Национального исследовательского университета «МЭИ»; — 26% — из Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова; — 24% — из Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». <...> Атмосфера вуза в определенной степени создается руководством и элитой вуза как система ценностных установок в различных видах деятельности. <...> Исследование состояло из двух этапов: — первый этап предполагал изучение генезиса творчества в вузовской среде и влияние на него различных факторов в зависимости от уровня образовательных программ (от бакалавра до аспиранта); — второй этап был ориентирован на изучение факторов, влияющих на зрелое сформировавшееся научное творчество и автобиографические причины творческой деятельности. <...> Данная статья посвящена в основном выводам первого этапа исследования. <...> Можно выделить явные, очевидные <...>