ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 631.153 ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК Мария Борисовна Чиркова, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой бухгалтерского учета и аудита Татьяна Олеговна Толстых, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой менеджмента и мировой экономики Российский государственный торгово-экономический университет, Воронежский филиал Исследован процесс формирования потенциала предприятий АПК, приведены факторы и показатели, характеризующие состояние экономического потенциала предприятия, показана важность проведения постоянного маркетингового исследования, анализа окружающей среды для достижения коммерческого успеха, а также изучены подходы к оценке и методам управления инфраструктурой предприятия на внешнем и внутреннем уровне. <...> КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: потенциал предприятия (ПП), планирование развития, стратегия, тактика, инвестиции, инфраструктура рынка, функции инфраструктуры, аграрно-промышленные кластеры. <...> В ажнейшая задача стратегического планирования – обеспечить предприятию конкурентное преимущество на рынке перед другими конкурентами путем использования самых эффективных средств, способствующих поставленным целям. <...> Под потенциалом предприятия принято понимать совокупность показателей или факторов, характеризующих его силу, источники, возможности, средства, способности и другие производственные и торговые резервы, которые могут быть использованы в экономической деятельности. <...> Потенциал предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всего предприятия. <...> Выбор направления или стратегии развития потенциала предприятия зависит в основном от состава, структуры и качества имеющихся экономических ресурсов, уровня конкурентоспособности продукции, положения на рынке и т.д. <...> Все экономические ресурсы общепринято подразделять <...>