ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ УДК 622.248:531.781 СИНТЕЗ ВАРИАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРИ КОСВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЯХ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2В. <...> Ягубов – д-р техн. наук, профессор, проректор по учебной работе 1Н. <...> Перминов – канд. техн. наук, доцент, (1Ухтинский государственный технический университет, 2ООО «Газпром трансгаз Ухта») Вариационная структура измерения крутящего момента [1–3] при непосредственном измерении крутящего момента на валу привода буровой установки характеризуется двумя существенными недостатками: во-первых, появлением неопределённости при постоянном потреблении мощности приводом либо скорости вращения выходного вала, когда d dt во-вторых, отсечка низкочастотных сигналов при 0; определенном значении нижней граничной частоты, т. е. Y(t) = 0 при → гр. <...> Для исключения этих недостатков авторами предлагается коррекция канала измерения. <...> Синтез скорректированной вариационной структуры рассмотрим на примере привода с двигателем постоянного тока независимого возбуждения. <...> Для цепи возбуждения Uв(t) – Iв(t)Rв – Lв dIв dt = 0, (10) (11) где все величины с индексом «в» относятся к цепи возбуждения. <...> Вводя в рассмотрение постоянную возбуждения T L R в получаем Uв(t) – Iв(t)Rв – TвRв dIв dt = 0. <...> В выражениях (1–13) приняты следующие обозначения: М12 – момент упругого взаимодействия; С12 – коэффициент упругости; β12 – коэффициент вязкого трения; 1; 2 – угловые скорости вращения верхней и нижней частей бурильной колонны; Мс.тр – момент сухого трения; Мв.тр – момент вязкого трения; в в , (12) тр – длина бурильной колонны; q – масса единицы длины трубы; D, d – внешний и внутренний диаметр трубы; J – момент инерции; Uя – напряжение на цепи якоря ДПТ; Iя – ток якорной цепи; Rяц – сопротивление якорной цепи; Lяц – индуктивность якорной цепи; Ф – магнитный поток; – угловая скорость якоря; К – коэффициент передачи по ЭДС; Uв – напряжение цепи возбуждения; Iв – ток возбуждения; Rв – сопротивление цепи возбуждения; Lв – индуктивность цепи <...>