Князьнеделин (канд. экон. наук, старший научный сотрудник) (Федеральное государственное казенное учреждение "33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации"), А.М. Смуров (канд. экон. наук, старший научный сотрудник) (Научно-исследовательский институт (военно-системных исследований МТО ВС РФ), Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева) В статье показано, что на настоящий момент у крупных заказчиков нет интегрального инструментария управления отношениями с внешними операторами. <...> Показано, что привлечение внешних операторов должно осуществляться по трем критериям: оптимального сочетания внешних и внутренних ресурсов с учетом особенностей задачи, оптимальной формы сотрудничества и привлечения оптимального оператора (как по формальным критериям, так и по критерию близости бизнес-целей заказчика и исполнителя). <...> Ни один экономический агент, даже самый крупный (например, государство или транснациональная корпорация), не может самостоятельно обеспечить производство всех необходимых для его функционирования ресурсов, благ и технологий (из-за невозможности эффективно производить их собственными силами по причине нехватки компетенций и отсутствия экономии в масштабе производства, высоких трансакционных издержек [5] и т. д.), поэтому неизбежно вынужден прибегать к сотрудничеству с внешними поставщиками. <...> Такое сотрудничество, в свою очередь, требует наличия развитой научно-методической базы для управления им (чтобы максимизировать выгоды заказчика от сотрудничества с внешним контрагентом и минимизировать связанные с ним риски), а также нормативной базы для регулирования межфирменной и государственно-частной кооперацией. <...> Здесь целенаправленно говорится о крупных хозяйствующих субъектах (государстве или транснациональных компаниях) по следующим причинам: – для них характерно многообразие <...>