М.А. Бражников, Н.С. Пурышева 22, № 2, 2016 УДК 372.853 Становление практических методов обучения физике в России Михаил Александрович Бражников1 1 ИХФ РАН; email: birze@inbox.ru 2 МПГУ; email: npurysheva42@rambler.ru В статье рассмотрены практические методы обучения физике в России в конце XIX – начале ХХ веков. <...> Выявлена последовательность методов обучения в историческом развитии: демонстрационный эксперимент; ассистирование ученика учителю в подготовке и проведении опытов; лабораторные работы в малых группах; классные лабораторные работы (фронтально и “врассыпную”) и лабораторный метод обучения. <...> Ключевые слова: методика физики; практические методы обучения, демонстрационный эксперимент; лабораторная работа, проблематика методов обучения. <...> Под практическими методами обучения в рассматриваемый период понимали различного вида работы учащихся в лабораториях; примыкали к ним и опыты, показываемые учителем, а также изготовление самодельных простейших школьных приборов учениками под руководством учителя, – всё то, что не относилось к «меловой физике», т.е. физики мела и тряпки, прежде всего, – пересказу учебника, ответу по картинке, в этом смысле решение задач как метод обучения не рассматривался в качестве практического. , Наталия Сергеевна Пурышева2 Становление практических методов обучения физике в России 17 Это ещё не демонстрации опытов и экскурсии, а пожелания к тому, чтобы они были. <...> Так, наряду с университетским курсом общей физики О.Д. Хвольсона (18972 ), уже существуют: “Курс наблюдательной физики” Ф. <...> Но если он, по указаниям книжки, сам проделает опыт и увидит, как возрастает упругость по мере проковки и какие обстоятельства сопровождают такую обработку, тогда он узнает нечто реальное, что запомнится надолго и поможет достигнуть успеха во многих случаях обработки латуни” [2, С. <...> ] Общие вопросы «средней школы» на рубеже XIX и ХХ вв., которые так или иначе касались опытного или, в противовес «классическому», «реального <...>