Он был
спущен, вооружен, оснащен и отправлен в Архангельск - тогда еще у нас балтийского поморья не было,
оно было шведское, - и этот корабль, к которому царь ходил на работу с топором за поясом, был первый
русский военный линейный корабль. <...> Но первые корабли русской постройки сделаны были в Воронеже, на верфи, основанной в 1694
году; в 1696-м первая донская флотилия, спущенная на воду, состояла из 2 военных кораблей, 25 галер, 2
галеасов и 4 брандеров и из Воронежа прошла Доном в Азовское море. <...> 40-ка пушечный фрегат "Ластка"
в 1699 году был первым нашим военным судном на Черном море; он отвез русского посла, думного
дьяка Емельяна Украинцова, в Царьград и нечаянным появлением своим там перепугал турок и наделал
много тревоги. <...> Таким образом, прозорливый царь в несколько лет создал гребной и парусный флоты на всех
сопредельных нам морях, видя, что без этого пособия не быть у нас свободной торговле, ни даже
крепости государству. <...> ЧЕСМЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
В турецкую войну нашу 1769 года государыня императрица Екатерина II повелела готовиться
балтийскому флоту в поход, в Средиземное море, чтобы побеспокоить турок с того конца, где они
русских не ожидали. <...> Изготовлено было 7 кораблей, 1 фрегат, 1 бомбардирское судно, 6 транспортных
судов и начальство над ними поручено адмиралу Спиридову. <...> 17 июля государыня сама посетила флот на
кронштадтском рейде и благословила адмирала орденом Св. <...> На другой день флот
снялся, имея 8 рот пехотных солдат и 2 роты артиллерии, для десанта. <...> После разных похождений, при которых некоторые корабли отстали, другие зашли в
иностранные порты, один транспорт разбился в Категате, а один корабль и вовсе покинут был в Англии,
флот наш собрался к зиме в Средиземном море. <...> Придан был еще контр-адмирал Эльфинстон, с тремя
кораблями, двумя фрегатами и несколькими транспортами, а главное начальство на море и на суше
принял граф Алексей Григорьевич Орлов. <...> Всю зиму флот занят был блокированием или занятием
турецких городов <...>
Из_Матросских_досугов.pdf
B.И.Даль
Из "Матросских досугов"
------------------------------------------------------------------------------Книга:
"Морские были"
Составление, предисловие и примечания Л.Асанова
Издательство "Правда", Москва, 1990
Иллюстрации В.Григорьева
OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 14 мая 2002 года
------------------------------------------------------------------------------ПЕРВЫЙ
КОРАБЛЬ
В 1697 году Царь Петр Великий, находясь в Голландии для личного изучения корабельного
мастерства, заложил своими руками и строил с помощью взятых им с собой из России дворян и
голландских плотников 60-ти пушечный корабль, длиною во 100 футов, во имя Петра и Павла. Он был
спущен, вооружен, оснащен и отправлен в Архангельск - тогда еще у нас балтийского поморья не было,
оно было шведское, - и этот корабль, к которому царь ходил на работу с топором за поясом, был первый
русский военный линейный корабль.
Но первые корабли русской постройки сделаны были в Воронеже, на верфи, основанной в 1694
году; в 1696-м первая донская флотилия, спущенная на воду, состояла из 2 военных кораблей, 25 галер, 2
галеасов и 4 брандеров и из Воронежа прошла Доном в Азовское море. 40-ка пушечный фрегат "Ластка"
в 1699 году был первым нашим военным судном на Черном море; он отвез русского посла, думного
дьяка Емельяна Украинцова, в Царьград и нечаянным появлением своим там перепугал турок и наделал
много тревоги.
После Воронежа верфь заложена была в Брянске, потом, для каспийского флота, в Нижнем;
затем, после завоевания Невы и основания северной столицы, Петр Великий в 1704 году начал там
строить суда; а в то же время корабли строились в Архангельске и покупались у англичан и голландцев.
Таким образом, прозорливый царь в несколько лет создал гребной и парусный флоты на всех
сопредельных нам морях, видя, что без этого пособия не быть у нас свободной торговле, ни даже
крепости государству. Только с этого времени Россия стала выходить из-под зависимости Швеции и
Турции, а вскоре сделалась и победительницей над ними.
ЧЕСМЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ
В турецкую войну нашу 1769 года государыня императрица Екатерина II повелела готовиться
балтийскому флоту в поход, в Средиземное море, чтобы побеспокоить турок с того конца, где они
русских не ожидали. Изготовлено было 7 кораблей, 1 фрегат, 1 бомбардирское судно, 6 транспортных
судов и начальство над ними поручено адмиралу Спиридову. 17 июля государыня сама посетила флот на
кронштадтском рейде и благословила адмирала орденом Св. Александра Невского. На другой день флот
снялся, имея 8 рот пехотных солдат и 2 роты артиллерии, для десанта.
После разных похождений, при которых некоторые корабли отстали, другие зашли в
иностранные порты, один транспорт разбился в Категате, а один корабль и вовсе покинут был в Англии,
флот наш собрался к зиме в Средиземном море. Придан был еще контр-адмирал Эльфинстон, с тремя
кораблями, двумя фрегатами и несколькими транспортами, а главное начальство на море и на суше
принял граф Алексей Григорьевич Орлов. Всю зиму флот занят был блокированием или занятием
турецких городов и крепостей, то высадкой, то сбором туг и там войска, в подкрепление грекам; но по
бестолочи их, своевольству, непривычке к порядку и послушанию все попытки их, даже при нашей
помощи, были довольно неудачны. Весной 1770 года турецкий флот вышел из Цареградского пролива и
Стр.1