Т ема номера Больше десяти лет назад Россия присоединилась к Болонскому процессу, призванному унифицировать европейскую систему высшего образования. <...> “Славянофилы” утверждали, что наш специалитет неплохо работает и так и ломать то, что уже больше века функционирует нормально, ради мифической “интеграции в мировой образовательный процесс” неразумно. <...> “Западники” горели идеей обмена студентами и мирового научного сообщества в будущем. <...> Кто был прав — можно ли однозначно говорить об этом сейчас, спустя почти тринадцать лет после присоединения к Болонскому соглашению? <...> Главная претензия к вводимым новшествам — качество подготовки В Европе бакалавриат высшим образованием не считается — там для полноценной работы по специальности нужно отучиться еще и в магистратуре. <...> Первые четыре года студентам читают только общие курсы, а вот специализация вынесена на следующую ступень. <...> В России же бакалавров практически приравнивают к уже исчезающим специалистам — и упорно циркулирующие в университетских кругах слухи о том, что сразу после четырех лет обучения можно будет идти в аспирантуру, не добавляют оптимизма. <...> В то же время для многих специальностей, связанных с исследовательской деятельностью, бакалавриат все еще считается недостаточным — историки, филологи, социологи не могут претендовать на высокую зарплату и более-менее ответственные посты. <...> В то же время для работы в сфере PR, журналистики, программирования порой даже диплом не требуется, так что специалитет или бакалавриат — особого значения не имеет. <...> Другой серьезный вопрос — возможность менять специальность после четырех лет обучения. <...> Перспективы по-прежнему туманны: насколько должны быть общими курсы бакалавриата, чтобы оставался выбор магистерских программ? <...> Как распределить существующие часы, за четыре года превратив студентов в специалистов в выбранной области, но при этом оставив им возможность выбора? <...> Как переделывали учеб34 <...>